Опера нищих (16+)
Перевод П.Мелковой
Литературная версия В.Данцигера и М.Хейфеца
Композитор – заслуженный работник культуры РФ Михаил Хейфец
Хореограф – заслуженный работник культуры РФ Асия Горбачева
В двадцатом веке «Опера нищего» Джона Гея - одного из «великих остроумцев» начала XVIII века – послужила Бертольду Брехту основой для написания его знаменитой «Трехгрошовой оперы». Академический театр драмы, на сцене которого ставились брехтовские пьесы, на этот раз решил обратиться к первоисточнику. «Джон Гей талантливо создал мир, лишенный общепринятых человеческих ценностей, - считает режиссер-постановщик спектакля Вадим Данцигер. – Мне показалось интересным рассмотреть общество, где отсутствуют такие понятия как любовь, дружба, преданность… А самое грустное, что оно как две капли воды напоминает наше, нынешнее, в котором мы живем». Но в «увеличительном стекле», коим является театр, грусть вдруг оборачивается весельем, трагедия парадоксальным образом превращается в комедию. «Опера нищих» - это острая, гротескная комедия, балансирующая на грани эксцентрики и, может быть, даже гиньоля. Причем комедия музыкальная: заведующий музыкальной частью театра, заслуженный работник культуры РФ композитор Михаил Хейфец написал к спектаклю оригинальную музыку – более 30 вокальных номеров (сонгов). Со времени постановки в театре последнего музыкального спектакля прошло немало времени, и актеры, соскучившиеся по такому жанру, с удовольствием поют (без фонограммы!) и танцуют, «хулиганят» и импровизируют на сцене… Перед зрителями предстает история из «жизни английского криминалитета XVIII века», прочитанная и сыгранная сегодня. «Надевая маски уродов и подлецов, мы пытаемся сохранить своё лицо, - рассказывает Вадим Данцигер. - Покрывая себя грязью, пытаемся очистить свои души. И если это хоть немного удаётся, мы тем самым очищаем и души наших зрителей, как ни пафосно это звучит». Сатирическая комедия - лучшее средство от неуместного пафоса. Как говорит один из персонажей «Оперы нищих», «у нас нет слишком голых тел, слишком бранных слов и ложной многозначительности». Но зато в избытке присутствуют интересные и непредсказуемые актерские, режиссерские, сценографические, вокальные и хореографические нюансы. Известный театральный художник Андрей Климов (г.Москва) создал необычные, очень красивые костюмы («истлевший гламур») и образную сценографию, заслуженный работник культуры РФ хореограф Асия Горбачева разработала удивительную пластическую партитуру спектакля, педагог по вокалу Тамара Данцигер-Дельсаль скрупулезно осваивала с актерами непростые вокальные партии. И спектакль звучит!