Сегодняшнее развитие всех видов искусства настолько сложно и разнообразно, что многие произведения — живописи, музыки, театра — уже непросто определить хотя бы в рамках жанра. Искусствоведы называют это синтезом, объединением искусств, ведь зачастую качественное произведение подходит сразу под несколько жанровых определений. И режиссеры, художники, создатели чего-то нового взяли этот метод синтеза себе на вооружение: он позволяет им не только экспериментировать с формой, но и включать в свое творение множество аллюзий на других авторов и другие художественные направления.
Таким многогранным и сложным можно назвать спектакль Вадима Данцигера «Опера нищих», премьера которого состоялась 22 апреля 2014 года в Нижегородском государственном академическом театре драмы имени М. Горького. Несмотря на видимую легкость и воздушность спектакля, непринужденность (или профессиональность?) игры актеров, постановка рассчитана не только на зрителя, пришедшего в театр отдохнуть, но и на зрителя глубокого, начитанного и хорошо эрудированного.
Прежде всего, Вадим Данцигер встроил театральную историю драматурга Джона Гея в другой сюжет, где актер приходит к директору театра и предлагает поставить интересную пьесу. Нескончаемые препирательства в конце концов перерастают в откровенную лесть, и директор смягчается — в результате зрители видят как раз тот самый спектакль. Различие между только что сыгранной сценой двух персонажей и действием поставленной внутри спектакля пьесы в том, что актер и директор ведут себя при разговоре естественно и просто, а актеры театра в театре исполняют свои роли, подчеркнуто их гипертрофируя, чтобы создать эффект заведомой «театральности» действия.

История разворачивается вокруг разбойника Макхита. Он женился на дочери скупщика краденого Пичема, да и дочь чиновника Локита от него забеременела. И теперь ему приходится выпутываться из всех своих любовных и разбойничьих передряг: включать все свое обаяние, раздавать направо и налево обещания, находить выход из почти безвыходных ситуаций, грозящих ему виселицей («To kill or not to kill?» — размышляет о его судьбе миссис Пичем, недовольная браком дочери. Чем не аллюзия на Шекспира?)</div> <div style="text-align: justify;">С визуальной точки зрения постановка интересна цветовой гаммой и стилем костюмов. Художник Андрей Климов смог воссоздать в них, по меткому выражению режиссера, «истлевший гламур», играя на трех основных цветах — черном, белом и красном. Неслучайно Макхит, роль которого сыграл заслуженный артист России Александр Сучков, впервые появляется на сцене полностью в красном, кричащем костюме. И костюмы его недругов — Пичема и Локита — также с оттенками красного. А вот шайка разбойников Макхита на фоне главных героев выглядит менее ярко: в черно-белых костюмах они как раз подходят под определение «бесцветных» людей, незаметно обкрадывающих прохожих и честных горожан. Когда эти разбойники в конце первого акта превращаются в сомнительной красоты барышень из публичного дома, зритель, конечно, смеется. Но чувствуется, что режиссер вывел мужчин в женских костюмах совсем не от недостатка актрис и не только для смеха. Эти барышни не хуже любого разбойника умеют грабить своих клиентов, и действительно, без особого страха и угрызения совести они предают и Макхита.

Спектакль «Опера нищих» вполне будет интересен взыскательному зрителю. Хотя чувствуется, что труппа театра трудилась над новым материалом в сжатые сроки: иногда возникало ощущение, что музыкальные номера не всегда логично встраивались в действие, а комические сцены казались недоработанными, так что некоторые шутки не всегда подхватывались залом, в отличие от приемов из комедии положений. Эти небольшие недостатки не портят общего впечатления. Спектакль стал своеобразным гуманистическим высказыванием режиссера: несмотря на то, что все герои спектакля — люди плохие, артистам удалось найти что-то хорошее в каждом персонаже.

Ирина Зорина

Версия для слабовидящих