Заслуженный артист России Александр Сучков талантлив и неутомим. Он играет на сцене, ставит спектакли, преподает актерское мастерство, руководит собственным театром («Маленьким театром» по названию, но большим и настоящим по всему остальному). Ему жизненно необходимо использовать все свои возможности по максимуму. Он знает, зачем пришел в этот мир и что должен сделать. И это великая удача и счастье, что в нашем городе и в нашем театре есть такой человек. Личность.

Выпускник театрального факультета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, в Академический театр драмы Александр Сучков был приглашен в 1989 году легендарным Е.Д. Табачниковым, бывшим тогда главным режиссёром нашего театра. Первая работа с Е.Д. Табачниковым на нижегородской сцене (главная роль в спектакле «Крыша») принесла молодому актеру любовь публики и признание театральных критиков (в СМИ появилось множество положительных рецензий, где отмечалась неординарная, «на разрыв аорты» работа Александра Сучкова). Стало очевидно, что в труппе появился талантливый артист, обладающий яркой индивидуальностью.

Всего ролей за три десятилетия сыграно, конечно, очень много. Все они – с самого начала – очень разные, иногда взаимоисключающие друг друга по форме и содержанию, но режиссёры доверяли их именно этому артисту, видя в нем безграничный потенециал. Он работал с такими корифеями режиссуры как Ефим Табачников, Анатолий Иванов, Роман Виктюк, Григорий Михайлов.

Вспомним первые роли Александра Сучкова: Ариберто в фарсовой комедии «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?..» А. Николаи, Петя Покровский в «Бедных людях» Ф.М. Достоевского (траги-драма), Виктор Гайдай в драматической новелле А. Галина «Крыше», Ганя Иволгин в «Настасье Филипповне » по Ф.М. Достоевскому (роман «Идиот» великого писателя, разумеется, полифоничен), Генри Дарилей в исторической пьесе Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница…», Хасан в музыкальной, ироничной «Сказке про Али- Бабу» В. Смехова, Михаил в драме М. Горького «Зыковы».

И обратимся к некоторым ролям текущего репертуара: отставной пехотный офицер Анучкин в непревзойденной гоголевской комедии «Женитьба», студент Петя Трофимов в чеховском «Вишнёвом саде», Тело мужское (средних лет) в комедии положений Р. Куни «№13», Барон в драме Горького «На дне» и Тетерев в экзистенциальной трактовке горьковских «Мещан», Обольянинов в загадочной «Зойкина квартире» М. Булгакова, Илья в современной трагикомедии П. Гладилина «Вышел ангел из тумана», учитель Олоферн в блистательной шекспировской комедии «Бесплодные усилия любви», наполненной юмором, музыкой, песнями и танцами.

Разнообразие потрясающее, и везде – в начале творческого пути и в нынешнем его расцвете – точное попадание в роль, абсолютная погруженность в образ, индивидуальность и безусловный актерский талант. Характеры персонажей острые, несущие огромный эмоциональный и философский заряд, всегда многослойные и по-сучковски легкие, «невязкие». На его развеселого и разухабистого, уморительно смешного учителя Олоферна (зал буквально стонет от хохота) хочется не только постоянно смотреть, но и вглядываться в этого человека, потому что играется не только внешний, первый план, но вместе с тонкой ироничностью возникает второй, третий план, угадывается человеческая судьба, неоднозначная и очень интересная. Сыграно по высоким шекспировским меркам и масштабам.

Невозможно забыть его мольеровского Тартюфа (в постановке Анатолия Иванова), который предстал в совершенно неожиданном ракурсе: современный герой, который, как мальчишка, влюбляется в хозяйку дома и ничего не может с этим поделать.

В «Зойкиной квартире» Булгакова, поставленной Анатолием Ивановым в начале нулевых и остающейся по сей день в репертуаре театра, судьбы людей «гротескны по видимости и трагичны по сути». Один из центральных героев спектакля – граф Обольянинов в исполнении Александра Сучкова. Театральный критик Вера Романова написала, что Обольянинов Александра Сучкова – это обнищавший, «ставший тапером в притоне, но сохранивший изысканность манер, мышления и речи аристократ».

Аристократизм присущ артисту во всем – в театре и в жизни, в любой роли и любом режиссёрском высказывании. Аристократизм, достоинство и несуетность.

В комедии Куни «№ 13» актер демонстрирует незаурядные пластические возможности. Спектакль, поставленный в 2004 году Василием Богомазовым, до сих пор не сходит с афиши театра. Александр Сучков играет в нем необычную роль – Тело мужское, средних лет. Это надо видеть!
 
Этапной работой для артиста стал образ Тарелкина-Копылова в спектакле Валерия Саркисова «Смерть Тарелкина», который открыл новые грани таланта актера. «Такого веселого и пластичного Тарелкина мне не приходилось видеть», – отметила московский театральный критик Наталья Старосельская.

В «Мещанах» М. Горького артист на обостренном нерве, по-горьковски мощно и с глубоким подтекстом играет роль певчего Тетерева. «Его герой получился обрусевшим кавказцем с «горчинкой» в словах и грустной философией», – написала в статье о спектакле критик Елена Чернова. За исполнение роли Тетерева актер удостоен премии Нижегородской области имени А.М. Горького.

В пьесе М. Горького «На дне» в постановке Валерия Саркисова артист непривычно, без обычного для трактовки этого образа надрыва, но очень эмоционально, со «звенящим», передающимся зрителям внутренним напряжением (при внешнем спокойствии и сдержанном достоинстве), с неподражаемой иронией и самоиронией играет роль Барона. За создание этого образа артист стал лауреатом премии города Нижнего Новгорода и удостоен премии «Творческая удача» областного фестиваля «Премьеры сезона».

 
Александр Сучков непостижимым образом соединяет в своих сценических образах все три ипостаси (комедию, драму, трагедию), которые «по-сучковски» неповторимо существуют в художественной гармонии в любом, самом прихотливом и сложном драматургическом материале. Он сегодня один из самых интересных театральных актеров в городе. Интеллигентный, ищущий, глубокий.

Александр Борисович Сучков не только талантливый актер, но и режиссёр. В качестве ассистента режиссера в театре драмы он участвовал в постановке «Гамлета, принца датского» Шекспира, «Весельчаков» Саймона, «Вешних вод» Тургенева, «Фальшивой монеты» Горького. Неизгладимое впечатление произвел на сцене нашего театра спектакль «Эмигранты» по пьесе С. Мрожека в постановке Александра Сучкова. В числе недавних его режиссерских работ в театре драмы – талантливый, динамичный, до последнего мига интригующий спектакль «Метод Гронхольма» и пронзительный, до глубины души трогающий спектакль «Ветер шумит в тополях». Всё это – сложная, высококлассная современная зарубежная драматургия. Александр Сучков с некачественным материалом не работает – ни как режиссер, ни как актер.

Заслуженный артист России Александр Сучков – настоящий русский артист, к которому и от которого протягивается нервущаяся ниточка от Волкова и Щепкина, Собольщикова-Самарина и Самойлова к современным молодым талантливым артистам. В его творчестве пребывает настоящий психологический театр – по великой школе традиционный и по сегодняшнему театральному высказыванию остро современный.

Дорогой Александр Борисович! Коллектив театра сердечно поздравляет Вас со значительной и значимой датой – 30-летием творческой деятельности на сцене театра драмы. Вас любят в театре, Вами гордятся, Ваши блистательные актерские, режиссёрские и человеческие таланты не могут не восхищать. Масштаб Вашей личности во многом определяет имидж и уровень Академического театра. Коллектив театра благодарен Вам за Ваше талантливое, всегда бескомпромиссное, но бережное, честное и «неэкономное» служение театральному искусству. От всей души желаем Вам доброго здоровья, побед на всех фронтах, любви и тепла, понимающего дружественного окружения. Пусть в Вашей прекрасной театральной семье всё ладится, пусть в радости и бодрости растут молодые росточки и «расцветают все цветы». Новых интересных ролей, успешных премьер, счастливых озарений, хороших учеников, цветов, искренних улыбок и аплодисментов!
Версия для слабовидящих