firstov 270Несколько рецептов борьбы с дежавю от режиссера Анатолия ФирстоваS Sup

В Нижегородском театре драмы готовится четвертая премьера сезона — комедия-абсурд по пьесе Олега Богаева «Страшный суП». Режиссер-постановщик — народный артист России Анатолий Петрович Фирстов — ставил спектакль за закрытыми дверями, а теперь вышел репетировать на открытую сцену. Неожиданную премьеру зрители увидят 23 июня. А пока слово режиссеру…

Как выбрать пьесу для постановки

«Страшный суП» я прочитал давно. Пьеса мне очень понравилась. Она абсурдна, неожиданна и эффективна. Потому что говорит, о том, что клин клином вышибается! Ведь стопроцентного лекарства от дежавю и повседневности у нас нет. Можно, конечно, сочетать повседневность с жуирством… Но для такого гедонизма надо иметь много денег, а кто их столько имеет? Никто.

Ну, так вот… Пьеса «Страшный суП» лежала у меня на полке. И просто нравилась. Однажды зашел я к знакомому обувщику, а он сидит понуро. Спрашиваю — «Что такое?», а он — «Да, все одно и то же! День сурка!». А я-то думаю – у меня ж пьеса об этом есть. Прихожу домой, залезаю в комп – внук выложил в сети новую песню. «День сурка»… Ну, думаю, все это неспроста. Надо ставить!

Как пьесу ставить

У драматурга Олега Богаева две редакции пьесы «Страшный суП» – одна с длинными монологами и хорошим концом (2009 год), а вторая 2011 года — с урезанными монологами и невнятным концом. Я просто соединил их. И теперь в нашем варианте все как нужно — внятные монологи и достойный конец.

Итак, не изменив ни слова, но поменяв кое-что местами, я принес директору свои рукописи со стрелочками и… не прошло. Тогда я перепечатал начисто и снова принес. Прошло. «Будет время – поставим» — сказал мне директор. Год, правда, полежала еще пьеса… И вот в конце зимы возникла ситуация, когда репетиции масштабной постановки приезжего режиссера шли в театре с большими перерывами. И мы удачно вклинились!

Работали в течение трех месяцев по возможности: 26 репетиционных точек в репзале. А сейчас вот вышли на сцену.

О чем ставить пьесу

Тема актуальная! Желание человека вырваться из обыденности вечно. Какой бы она не была. Темой этой писатели занимались и до Богаева, о ней писал и Цвейг и Лагерквист, и древние, думаю, тоже обращали на это внимание… Сам я, конечно, счастливый человек, поскольку занимаюсь творчеством. И даже в репертуарных спектаклях играю каждый раз по-разному… А как быть человеку, который стоит у станка по 8 часов? Или офисному клерку, который смотрит на часы, отсчитывая минуты до обеденного перерыва? Вахта, конвейер – это же все унылое однообразие… Богаев, конечно, взглянул с другой стороны на эту ситуацию. У него получилось поострее, чем в известном фильме «День сурка»… Если в фильме причина в том, что ты что-то сделал не так, здесь время просто решило сойти с ума и наказать человека.

О чем говорит название

О нем сам Богаев прекрасно рассказал в аннотации к пьесе: Страшный СуП — опечатка в библии, которую автор купил на развале в 90-х годах…

Я хорошо помню те времена, когда библию вдруг разрешили. Разрешили сразу все: и Евангелие, и Коран, и Брахмапутру… У меня, конечно, кое-что имелось и до того — мне было интересно. Но в 90-х как-то уж очень густо все заварилось…

Что касается жанра, у Богаева он заявлен как «продолжение преследует в двух актах/трагикомедия». Для меня трагикомедия – высший пилотаж и самое яркое проявление драматического искусства. Но как это ставить, я не знаю. Да и слово «траги-» даже с дополнением «комедия» у нас не любят. Мы выбрали другой жанр — «комедия-абсурд».

Как впихнуть содержание в форму

Мне нужно было определенное пространство… В котором, с одной стороны, все происходит на бытовой почве, а с другой – полный абсурд, который не все понимают. А кто докапывается до сути – нехорошо кончает. Помните, у Чехова Тузенбах говорит: «…Перелётные птицы, журавли, например, летят и летят, и какие бы мысли, высокие или малые, ни бродили в их головах, всё же будут лететь и не знать, зачем и куда». Они же не задумываются, и это хорошо. Человек, который не задумывается, живет счастливо! А вот в пьесе Богаева люди задумались, почему все происходит так. Они ищут выхода, спасения, которое приходит совершенно неожиданно. Потому что четкого ответа на любой вопрос философского характера нет. Это либо кардинальное изменение, либо сказочное вмешательство…

Так вот, для нашей истории нужна была обыкновенная комната молодоженов, которую они недавно получили и пытаются в ней счастливо жить. НО! Случается нечто. И все неожиданно меняется… Впрочем, об этом я рассказывать не стану. Спектакль должен быть неожиданностью для зрителя. А у нас неожиданным будет все – от самого развития сюжета, до его развязки!

Что делать с концом света

У нас ситуация бытовая, костюмы обыденные, полицейские – полицейские, санитары – санитары. И все проявления дежавю происходят извне на эту самую бытовую почву. А вот отражение внешнего мира, как то: светофоры, вспышки, солнце и луна, часы-кукушка и конец света — будут транслироваться через видео. Все обширные ремарки автора – там.

С кем лучше работать

Я всегда работаю с теми, кто со мной работает. Например, с артистами, которые не задают лишних вопросов. Если быть очень подготовленным к тому процессу, который я организовываю, это возможно! Пока лишних вопросов не возникало… Некоторая тревожность, конечно, есть. Ведь, как говорил мой учитель Семен Лерман, от задумки до воплощения – пропасть. Но мы работаем над этим.

Как определить возрастной ценз

В спектакле я придумал секс, но его вовремя прерывают. И еще человека в пьесе убивают, но это все происходит вне сцены. Так что у нас – 12+!

Как распределять средства

Артист Николай Игнатьев, который занят в нашем спектакле, придумал гениальную штуку – коробки! Молодожены приехали, из мебели – диван, кресло, комод и торшер... Все остальное осталось не распакованным… Эти коробки потом еще не раз сыграют в спектакле!

«Коля, ты гений! Но я с тобой не буду делиться гонораром».

А теперь — приглашение!

Кто хочет понять, как вырваться из единообразия?

У нас есть несколько советов по этому поводу.

Выбрать вы сможете сами на премьере спектакля «Страшный СуП»

23 июня в 18.30

 

Интервью: Катерина Золина

Фото: Валерия Авдеева

Афиша: Александр Васин

Версия для слабовидящих