Вспоминается «Бенефис театра» в юбилейный 2018 год. Тамара Кириллова участвовала в той части феерического действа, где нам представляли «старый театр» – с его суфлерами, амплуа и «душераздирающими» сценами. Играя героиню-любовницу, актриса вытворяла на сцене (именно – вытворяла) нечто невообразимое. Каждый её жест, каждое движение вызывали гомерический хохот, аплодисменты и восторг… Легкость, изящество, неповторимое обаяние, мгновенная реакция и импровизация – в её игре, в этой, казалось бы, безделке с киданием букетов и «умиранием», чувствовалась некая тайна, магия, которой владели и владеют великие русские артисты. Смотришь на Тамару Кириллову, взахлеб и на полном серьезе комикующую, и думаешь о Савиной и Стрепетовой, Никулиной-Косицкой и Федотовой… Ниточка от них тянется, от них. И продолжается Тамарой Кирилловой, в которой, помимо безусловного и большого актерского таланта, живут безукоризненное чувство меры и некая старомодная предупредительность и внимание к партнеру.

Нам, нижегородцам, благодаря верности актрисы единственному театру, даровано настоящее театральное счастье видеть её на сцене. Сегодня у заслуженной артистки России Тамары Юрьевны КИРИЛЛОВОЙ – юбилей: 45 лет творческого служения Нижегородскому театру драмы.

Любимый драматург актрисы – Максим Горький. И так сложилось, так повезло (хотя известно, что везет тому, кто везет), что Тамара Кириллова сыграла главные роли во многих горьковских пьесах: Маша в спектакле «Трое», Вера в «Последних», Антонина в «Егоре Булычове и других», Софья в «Зыковых», Бобова в «Фальшивой монете», Васса Железнова в «Вассе». Сегодня Тамара Кириллова играет Акулину Бессеменову в горьковских «Мещанах». За эту роль она стала лауреатом премии Областного театрального фестиваля «Премьеры сезона» (диплом «Творческая удача») и обладательницей Гран-при VI Российского театрального фестиваля им. М. Горького (премия «Талант»). А на Всероссийском театральном фестивале в 1993 году за исполнение роли Софьи Зыковой актриса получила приз в номинации «Лучшая женская роль».

Женские образы, ею созданные, незабываемы. Потому что каждый – неповторим и нешаблонен, потому что в каждый вложена собственная душа и часть жизни, потому что работает актриса всегда на пределе сил, растрачивая себя до конца. Она готовится к роли серьезно, глубинно: читает, наблюдает, замечает. Тамара Кириллова постоянно вглядывается в людей (в книгах и в жизни) профессиональным внимательным взглядом, открывая себя в других и других – в себе. А значит, и зрителям постоянно готовятся новые открытия и откровения, всегда неожиданные, каждый раз по-новому удивляющие и поражающие.

 «Тамара Юрьевна всегда меня удивляла тем, что я никогда не знала, что от неё дальше ожидать в той роли, которую она готовит, – сказала её многолетний партнер по сцене актриса Юлия Муранова. – Она вообще выдумщица невероятная. Мало кого могу назвать, кто мог бы что-либо до такой степени интересное придумывать».

Тамара Кириллова – блистательная клоунесса, восхитительная героиня, талантливейшая характерная актриса (и комическая, и драматическая, и трагическая), в арсенале которой такие острые, гротескные образы, когда немудрено ненароком и переступить тонкую границу между вкусом и безвкусицей, но нет! Наверное, можно даже ввести такое понятие как «кирилловский гротеск», то есть театральный гротеск особенный, «психологический», без пережимов и перехлестов. А если учесть, что Тамара Кириллова сыграла почти 100 ролей (вот такая востребованность!), то доказательств тому «тьмы и тьмы»: Турусина в легендарном спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Раиса в «Похождениях Бальзаминова» и Кукушкина в «Доходном месте» А.Н. Островского, Обноскина в «Опискине» и Антонида Васильевна в «Игроке» Ф.М. Достоевского, Катарина в «Укрощении строптивой» У. Шекспира и гоголевская Коробочка, современные Варька Волкова в «Конкурсе» А. Галина и Евгения Ивановна в «Трех романсах о любви». Список можно продолжать до бесконечности.

Как до бесконечности можно продолжать и список наград за профессиональную деятельность. Назовем лишь некоторые: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Премия города Нижнего Новгорода, Премия имени Н.И. Собольщикова-Самарина, Премия Нижегородской области имени М. Горького.

– Её талант мог бы украсить сцены лучших столичных театров – и нашей матушки-Москвы, и северной столицы, – уверен народный артист России Георгий Демуров, давний и неизменный партнер актрисы по сцене. – И в любом таком театре Тамара Кириллова была бы на ведущих позициях. Это не преувеличение.

Известный театральный критик, член жюри международных и российских театральных фестивалей Николай Иванович Жегин в одной из своих статей в «Независимой газете» так написал о работе Тамары Кирилловой в спектакле «Мещане» (роль Акулины Бессеменовой): « В поразительно верном портрете, созданном Тамарой Кирилловой, актрису было не узнать». Искусством перевоплощения актриса владеет виртуозно. Даже постоянные поклонники её прекрасного таланта, которых великое множество, далеко не всегда и не сразу узнают свою любимую актрису в некоторых ролях.

Не сразу узнали её и в великолепно, «неузнаваемо» сыгранной роли императрицы Марии Федоровны в «Павле I». На театре (и в кино) Марию Федоровну обычно представляют как недалекую «курицу-наседку», в трактовке роли как правило преобладает единственная краска – комическая. Совсем иная императрица у Тамары Кирилловой. Как отметила доктор филологических наук, профессор НГПУ им. Минина Вера Алексеевна Фортунатова, её «императрица необычна, умна, многопланова, смешна (сыграна с хорошим юмором), выразительна и характерологична».

– Тамара Кириллова – красивая, талантливая, профессиональная, трудолюбивая до… невероятности, – говорит народный артист России Георгий Демуров. – Она может работать 24 часа в сутки. Помимо того, что она была постоянно, сверхплотно занята в репертуаре, Тамара ещё умудрялась принимать участие в самостоятельных работах.

Это Георгий Сергеевич вспомнил про 80-е годы. Но в принципе ничего не изменилось. Тамара Кириллова и сейчас в прекрасной профессиональной форме. Диапазон всё так же неограничен: сегодня она – утонченная, аристократичная Элен Старк в «Осеннем танго», а завтра – разбитная сельская знаменитость бабка Маланья в «Параллельных влюбленностях». И сегодня актриса так же с удовольствием участвует в театральных проектах и экспериментах (всем памятен талантливый проект «Вася +1»).

Время здесь не властно. Тамара Кириллова всё такая же юная, изящная, легкая, обаятельная, готовая играть, играть и играть (любую роль!), меняющаяся и переменчивая. Единственная.

Дорогая, несравненная Тамара Юрьевна! Коллектив театра от всей души поздравляет Вас с юбилейной, значимой датой в Вашей творческой жизни и жизни всего театра! Примите искреннюю благодарность за Ваше талантливое, безоглядное и преданное служение театру, за Вашу яркую и безупречную жизнь в искусстве. Пусть она продолжается как можно дольше, пусть не смолкают аплодисменты, расцветают улыбки и цветы. Желаем Вам доброго здоровья, гармонии в жизни и творчестве, любви и тепла, радостных и светлых дней и обязательно новых ролей (много-много!). Добра, благополучия и благоденствия Вашей замечательной театральной семье!

P.S. Однажды, отвечая на вопрос блиц-интервью «Что может поднять Вам настроение?», Тамара Юрьевна ответила: «Когда мне улыбнутся и скажут: «Здравствуй, Томочка…». И сегодня мы всем коллективом говорим: «Добрый день, Томочка… Мы тебя очень любим!»


Версия для слабовидящих