На удивление интересной получилась пятая постановка в Нижегородском академическом театре драмы им. М.Горького
Валерия Саркисова «Дядя Ваня» А.П.Чехова, премьерой которой в октябре театр открыл новый 211 сезон. До этого были «Вышел ангел из тумана», «Смерть Тарелкина», «Похищение Сабинянинова» и «Женитьба»)
«Дядю Ваню» ставят очень часто. Три года назад, например, бывшая нижегородка Ирина Пегова получила «Золотую маску» за роль Сони в спектакле МХТ им. А.П.Чехова. На Википедии висят ссылки на пять экранизаций пьесы- последние сняты в Швеции, Германии и Англии. При такой популярности хитовым сюжет «Дяди Вани» назвать сложно.
По сути, это история интеллигента, переживающего кризис среднего возраста и неудачно влюбившегося в чужую жену ( два выстрела из пистолета, после которых нет трупов, саспенса не добавляют).
Чеховская пьеса – как сосуд, который можно наполнять чем угодно, в диапазоне от «дядя Ваня – не состоявшийся талант» до «дядя Ваня –ничтожество». Саркисов поставил спектакль нежный и тонкий, «между жанров»: ни драма ни комедия, больше тянет к мелодраме, но и это еще вопрос. «Сцены из сельской жизни», судьба русского интеллигента, которого засасывает обывательское болото, философские рассуждения о счастье через тысячу лет – все это Саркисова и актеров, кажется, не очень интересует. Да и кто сейчас интеллигент?
Что же в остатке? Люди, которые пытаются прожить свою хрупкую жизнь как можно интереснее ( что обычно не получается), поймать время, ускользающее между пальцев.
Возраст дяди Вани – 47 лет. Это в молодости кажется, что жизнь бесконечна. В 40 с лишним понимаешь, что до финальной черты осталось совсем немного. А часы и дни, из которых складываются драгоценные оставшиеся годы, придется тратить на рутину.
Дядя Ваня – управляющий имением, сводит дебет и кредит, занимается дурацкими мелочами вместо того, чтобы жить ярко, как миллионы бухгалтеров, офисных работников, менеджеров, кующих чужое счастье.
Актер Анатолий Фирстов играет человека противоречивого- фантазера, алкоголика, шута горохового, который, чтобы привлечь внимание любимой женщины, смешит ее, валяет дурака, ползает на четвереньках.
Елена в исполнении Ольги Береговой прекрасна и артистична, как кинодива – Марлен Дитрих или Любовь Орлова. Харизматична, жива, непосредственна, не создана для работы, создана для любви. Но как раз любви- большой и красивой – нет, зато есть старый больной муж и мужчины помоложе, но у «романа» с ними перспектив явно нет.
Возникает ощущение, что Саркисов по- настоящему растворился в актерах – даже роли второго плана тянут на бенефис.
Все они – как хрупкие куклы в руках у Господа Бога, который сам назначает, увидит ли кто-то «небо в алмазах» при жизни или после смерти. И Сонин монолог в конце ( молодая актриса Мария Мельникова, отлично сыгравшая также Агафью Тихоновну в недавней «Женитьбе») вызывает у многих зрителей настоящие светлые слезы – как реквием по собственной мечте.
Хорошо бы еще выпить перед смертью шампанского, как это сделал сам Чехов, но это уж как Бог даст.
« Страстной бульвар. 10». № 5- 115. 2009г.