На  удивление интересной  получилась пятая постановка в Нижегородском  академическом театре драмы им. М.Горького

Валерия  Саркисова  «Дядя Ваня» А.П.Чехова,  премьерой которой в октябре  театр  открыл новый 211 сезон.  До этого были  «Вышел ангел из тумана»,  «Смерть Тарелкина»,  «Похищение Сабинянинова»  и  «Женитьба»)

  «Дядю Ваню» ставят очень часто.  Три года назад, например,  бывшая нижегородка Ирина  Пегова получила «Золотую маску»  за роль Сони в спектакле  МХТ им. А.П.Чехова.  На  Википедии висят  ссылки на пять экранизаций пьесы- последние сняты в Швеции, Германии и Англии. При такой популярности хитовым сюжет «Дяди Вани» назвать сложно.

По сути, это история интеллигента, переживающего кризис среднего возраста и неудачно влюбившегося в чужую жену ( два выстрела из пистолета, после которых нет трупов,  саспенса не добавляют).

Чеховская пьеса – как сосуд, который можно наполнять чем угодно, в диапазоне от «дядя Ваня – не состоявшийся талант» до «дядя Ваня –ничтожество».  Саркисов поставил спектакль нежный и тонкий, «между жанров»: ни драма ни комедия, больше тянет к мелодраме, но и это еще вопрос.  «Сцены из сельской жизни», судьба русского интеллигента, которого засасывает  обывательское болото,  философские рассуждения о счастье через тысячу лет – все это  Саркисова и актеров, кажется, не очень интересует.  Да и кто сейчас интеллигент?

Что же в остатке?  Люди, которые пытаются прожить свою хрупкую жизнь как можно интереснее ( что обычно не получается), поймать время, ускользающее между пальцев.

Возраст дяди Вани – 47 лет. Это в молодости кажется, что жизнь бесконечна. В 40 с лишним понимаешь, что до финальной черты осталось совсем немного.  А часы и дни, из которых складываются драгоценные оставшиеся годы, придется тратить на рутину.

Дядя Ваня – управляющий  имением, сводит дебет и кредит, занимается дурацкими мелочами вместо того, чтобы  жить ярко, как миллионы  бухгалтеров, офисных работников, менеджеров, кующих чужое счастье. 

Актер Анатолий Фирстов  играет человека противоречивого- фантазера,  алкоголика, шута горохового, который, чтобы привлечь внимание любимой женщины, смешит ее, валяет дурака, ползает на четвереньках.

Елена в исполнении Ольги Береговой прекрасна и артистична, как кинодива – Марлен Дитрих или Любовь Орлова.  Харизматична,  жива, непосредственна, не создана для работы,  создана для любви. Но как раз любви- большой и красивой – нет, зато есть старый больной муж  и мужчины помоложе, но у «романа»  с ними  перспектив явно  нет.

Возникает ощущение, что Саркисов по- настоящему растворился в актерах – даже роли второго плана тянут на бенефис.  

Все они – как хрупкие куклы в руках у Господа Бога, который  сам назначает,  увидит ли кто-то  «небо в алмазах» при жизни или после смерти.  И Сонин монолог в  конце ( молодая актриса Мария Мельникова, отлично сыгравшая также  Агафью Тихоновну в недавней «Женитьбе»)   вызывает у многих зрителей настоящие светлые слезы – как реквием по собственной мечте.

Хорошо бы еще выпить перед смертью шампанского, как это сделал сам Чехов,  но это уж как Бог  даст.

 

       « Страстной бульвар. 10». №  5- 115.  2009г.

 


Версия для слабовидящих