Антон Павлович Чехов за свой недолгий век успел пожить в разных городах России. Но только зимой 1892 года сбылась его мечта об обретении собственного дома вдали от городской суеты. Имение, которое он купил, называлось Мелихово. Судя по воспоминаниям брата писателя Михаила, Антон Павлович тотчас влюбился в это будущее “родовое гнездо”, которое назвал “великим герцогством”. Именно в мелиховские годы Антон Павлович создал около сорока своих самых известных произведений, среди которых “Палата № 6”, “Человек в футляре”, “Ионыч”, “Дом с мезонином”, пьесы “Дядя Ваня” и “Чайка”.

В Мелихове, где с 1940 года существует литературно-мемориальный музей, просто по определению должен был возникнуть чеховский профессиональный творческий очаг, к которому собирались бы все, кому дорого имя писателя. Таковым стал Театральный фестиваль “Мелиховская весна”, выросший из ежегодного весеннего театрального праздника, проводившегося с 1982 года в Мелихове по инициативе директора музея Ю.К.Авдеева и руководителя Липецкого театра драмы В.М.Пахомова. Сначала это были гастроли театра с чеховскими спектаклями, затем они переросли в фестиваль российских, а потом и зарубежных спектаклей по произведениям Чехова или о нем самом. При этом единственное строгое правило, которого придерживаются организаторы, – обязательное присутствие “Чайки”. В этом году фестиваль прошел в двенадцатый раз, собрав театры “от Москвы до самых до окраин”, в том числе из дальнего зарубежья – Болгарии и Словении. В день открытия после формальных торжеств состоялась презентация нового объекта на территории музея-заповедника. Солидный бревенчатый сруб, бывший ранее скотным двором, стал теперь “Театральным двором”, приютив Мелиховский театр “Чеховская студия”.

Этот небольшой театр, с недавних пор постоянно играющий в музейном комплексе, открыл творческую программу нынешнего фестиваля, показав “пленэрный” спектакль по повести “Дуэль”. Вообще-то спектаклями на открытом воздухе постоянных мелиховских зрителей не удивишь. Ежегодно два-три, а порой и больше спектаклей во время фестивалей в любую погоду играются на веранде чеховской усадьбы. Но отличие от них “Дуэли” состоит в том, что режиссер и руководитель “Чеховской студии” Владимир Байчер решил, что первая часть спектакля должна проходить рядом с усадьбой, на берегу “колдовского озера”, известного каждому поклоннику чеховской драматургии. С этой целью были специально сооружены и спущены на воду понтонные плотики, ставшие своеобразными театральными подмостками. “Зрительный зал” на этом спектакле расположен на другой стороне озера, метрах в 15 от “сцены”. Но это, судя по всему, никоим образом не смущает актеров, которые чувствуют себя в таком положении достаточно комфортно и органично и вовсе не пытаются “перекричать” пространство, отделяющее их от зрителя. Между тем позавидовать актерам было сложно: в день, когда игрался спектакль, температура воздуха не превышала +10 градусов. Некоторые предусмотрительные зрители сидели, закутавшись в одеяла, а артисты по воле режиссера должны были провести практически весь первый акт в полосатых купальных костюмах, сшитых по моде того времени, и даже бултыхать ногами в воде. При очередном таком актерском “подвиге” зрители сочувственно ахали, а нервные дамы даже повизгивали. Во второй части и актерам, и зрителям стало полегче, поскольку действие переместилось в упомянутый выше “Театральный двор”. “Переехав” в другое пространство, режиссер резко изменил темпоритмы спектакля, что придало ему гораздо большую серьезность и значительность. Отрадно было отметить, что Мелиховский театр по сравнению с предыдущими годами заметно творчески “повзрослел”. В.Байчеру удалось привлечь к работе очень интересных актеров: и молодых, и опытных, которые составляют сейчас спаянную команду единомышленников.

В этот же вечер в Серпуховском городском театре был показан спектакль, ставший одним из главных событий “Мелиховской весны”. “Дядю Ваню” в постановке москвича Валерия Саркисова привез Нижегородский театр драмы имени М.Горького. Лейтмотивом этого тонкого, интеллигентного и очень остроумного спектакля стала фраза Войницкого: “Когда нет настоящей жизни, то живут миражами”. У каждого персонажа здесь своя очень внятно и последовательно сыгранная история, свои миражи и наивные мечты. Все без исключения актерские работы в этом спектакле чрезвычайно сочны и ярки. Причем это касается даже таких персонажей, как нянька или работник, не говоря уже о главных героях, вспоминать которых – истинное наслаждение. Чего стоит только аристократ Серебряков в блистательном исполнении Георгия Демурова – усмехающийся в усы, принимающий картинные позы и вещающий раскатистым басом, величественный, как Зевс, вынужденный снисходить до общения с простыми смертными! Или нежная, трепетная, чрезвычайно не уверенная в себе Елена Андреевна, которая при всей своей закомплексованности действительно способна влюбить в себя всех мужчин вокруг (превосходная работа Ольги Береговой). Из того же “теста” Соня (Мария Мельникова) – на редкость трогательное существо, милая и чистая девушка, искренне верящая в сказочного принца и небо в алмазах. Необычен стареющий гаер дядя Ваня, пытающийся своими ужимками и прыжками очаровать прекрасную даму, в жилах которой течет “русалочья кровь” (Анатолий Фирстов). И, наконец, благородный, умный и ироничный Михаил Львович Астров – единственный из всех твердо стоящий на земле и делающий дело. Наверное, он один способен понять тончайшую и трепетнейшую натуру Елены Андреевны. Но не судьба… Одна из лучших сцен этого спектакля – “целомудренный флирт” Астрова с Еленой Андреевной, когда ни она, ни он не решаются перейти “рубикон” и разрушить то светлое, но мимолетное счастье, которое даровал им Господь Бог.

Восторг большинства зрителей и всех без исключения критиков вызвал спектакль, сыгранный немногочисленной командой Львовского драматического театра имени М.Заньковецкой – непременного участника многих Мелиховских фестивалей. Причем руководитель этой команды – талантливейший режиссер и чеховед Алла Бабенко – каждый раз по традиции дарит Мелихову не просто премьеру, а спектакль, еще нигде ни разу не игранный. На этот раз львовяне привезли композицию, созданную по нескольким рассказам Антона Павловича под названием “Исповедь”, и еще раз доказали, что Чехов не нуждается ни в бархатных кулисах, ни в роскошных декорациях, ни в каких-то режиссерских причудах. Внятно выразить свои чувства после этого спектакля так же сложно, как пересказать, например, то, что ты услышал в симфонии Моцарта или увидел на картине Ван Гога. В какой-то хорошей статье было написано, что в спектаклях Аллы Бабенко всегда ощущается присутствие самого Чехова. Так было и на этот раз. Чехов присутствовал в зале и фигурально, и почти физически, взирая на блистательных украинских актеров со своего портрета на стене маленького мелиховского театрального зала. И, как всегда на спектаклях этой команды, возникало парадоксальное, очень чеховское ощущение: в самых трагических моментах тебя разбирал странный смех, а в смешных – душили слезы. И еще долго после этой “Исповеди” не покидало состояние катарсиса. Автор этих строк жалел лишь об одном: что спектакль был сыгран всего один раз. А надо было бы по меньшей мере три. Чтобы можно было в полной мере насладиться мастерством каждого из участников этой актерской “троицы” – дивной, жгучей, способной свести с ума любого мужчину красавицы Александры Люта, тонкого, умного и печального философа Юрия Чекова и порывистого юного “парубка” Юрия Волынского.

В последний день организаторы Мелиховского фестиваля преподнесли зрителям еще один сюрприз – спектакль “Платонов” Словенского национального театра драмы в Любляне в постановке Вито Тауфера. Казалось, что спектакль абсолютно не вписывается в мелиховский “формат” и по своей стилистике больше подходит для Фестиваля “NET”. Действие по воле режиссера перенесено в атмосферу серых будней словенской провинции, которая, как выяснилось, не очень отличается от нашей. В доме вконец опустившегося Платонова – грязь, запустение, кучи пустых бутылок, белье на веревках, старый ржавый холодильник, в который он тщетно пытается впихнуть ящик с пивом. Тягостен мир нравственных метаний амбивалентного чеховского героя, но еще тягостнее то, что происходит вокруг него. Недаром многие после спектакля сравнивали этого персонажа с “героем нашего времени” – вампиловским Зиловым. Режиссер Вито Тауфер сказал о своем герое так: “Платонов очень хочет изменить этот мир, однако он и сам всего лишь пустота, в которую все, прежде всего женщины, проецируют свои сны”. В словенском спектакле нет на стене ружья, но предчувствие трагедии буквально разлито в воздухе. И для Платонова единственный выход из этого ада – смерть. Между тем далеко не все зрители выдержали напряжение этого “взрывоопасного”, душераздирающего, совсем, казалось бы, не чеховского спектакля. Но те, что остались, потом говорили об актерском самопожертвовании всех без исключения участников, и прежде всего грандиозного молодого артиста Марко Мандича (Marko Mandi?) в роли Платонова.

Аншлаг наблюдался в один из последних фестивальных дней в Серпуховском городском театре на спектакле ЦАТРА “Зачем вы меня обижаете?” в постановке Бориса Морозова. Об этом спектакле написано уже достаточно, поэтому ограничусь лишь благодарностью в адрес академического театра за такое трогательное внимание к “Мелиховской весне”. К сожалению, большинство остальных спектаклей фестиваля не вызвало столь же мощного эмоционального зрительского отклика, как перечисленные выше, поэтому подробно разбирать их не хотелось бы.

На “Мелиховской весне”-2011 в очередной раз подтвердилась известная истина: чем меньше у режиссера доверия к Чехову, тем более беспомощным выглядит его спектакль. И наоборот: чем бережнее авторы относятся к мыслям драматурга и к его тексту, пытаясь при этом найти в них созвучные нынешнему времени ноты, тем значительнее и интереснее оказывается зрелище.

Кстати, по завершении фестиваля театральная страда в “великом герцогстве” вовсе не угасла. 30 июня там начнет свою работу Чеховская театральная школа “Мелихово”, которая призвана повысить профессиональную квалификацию деятелей театра разных специальностей (актеров, режиссеров, балетмейстеров, театральных педагогов, работников постановочной части, продюсеров, директоров театра). Руководителями семинаров станут ведущие деятели российского театра и кино: Никита Михалков, Леонид Хейфец, Армен Джигарханян, Геннадий Дадамян, Адольф Шапиро, Андрей Дрознин, Николай Цискаридзе, Егор Дружинин. Так что покой театральным деятелям только снится.


Культура Портал - Все проходит, культура остается!

Версия для слабовидящих