«Вишневый сад»: старая добрая классика
Мне кажется, что «Вишневый сад» Чехова в школе читали все. Хотя бы потому, что он занимал несколько десятков страниц, а не четыре тома. А значит, общие представления о пьесе есть у всех. Новая постановка «Вишневого сада», отгремевшая на прошлой неделе в Нижегородском театре драмы, удовлетворит и знатоков Чехова, и тех, кто весьма поверхностно знаком с его произведениями
В лучших традициях
Помните, как начинал свою пьесу Антон Павлович? «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Все на сцене именно так.
Вообще, спектакль поставлен строго по Чехову. Это действительно классическая постановка в лучших традициях нашего драматического театра. Ожидать сюрпризов не приходится, все серьезно, лаконично и в то же время душевно. На новый «Вишневый сад» можно без сомнений прийти с пожилыми родителями, с девушкой или молодым человеком, а также с ребенком школьного возраста: удовольствие от просмотра гарантировано. Таков уж московский режиссер Валерий Саркисов, который ставит на нижегородской сцене уже восьмую пьесу. Жемчужина среди них – «Дядя Ваня», спектакль давно полюбился зрителям и заслужил хвалебные отзывы критиков.
Бережное отношение к классическому тексту, акцент на характерах и отношениях между персонажами, строгие костюмы серо-бело-коричневой гаммы, прекрасная игра актеров – Раневская в исполнении Елены Турковой вызывает неподдельное сочувствие, Лопахин Сергея Блохина заслуживает понимания, Гаеву Сергея Кабайло не хочется кричать: «Дядечка, не надо, молчите!». Все это делает новый «Вишневый сад» по-настоящему удачной театральной постановкой.
Окно в будущее
Несмотря на то, что в целом постановка классическая, в ней не обошлось без интересных режиссерских решений. Например, были использованы видеоэлементы: прямо на сцене установлен большой экран, на который транслируются то отрывки из немого кино, то кадры подъезжающего паровоза, то заходящее солнце. Экран становится необходимой частью сценического пространства. Это и окно в барском доме, из которого открывается вид на закат и вишневые деревья. Это и окно в мир, погружающее нас в атмосферу начала XX века. Это и окно в будущее – именно на экране Лопахин презентует свой план уничтожения сада и строительства дач.
Очень интересно решение сцены: экран установлен на маленькой сцене, как бы встроенной в основную. Каждый персонаж не раз поднимается на эти подмостки. Именно на них происходят главные объяснения, звучат слова душевных откровений. Например, Епиходов расписывается в собственной никчемности, Шарлотта страдает от того, что не знает своих корней и не понимает себя, Петя произносит пламенный монолог о современных нравах: «Есть только грязь, пошлость, азиатчина!..»
Срубили сад
«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.» - так начинается четвертое, заключительное действие по Чехову. И постановщики вновь четко следуют указаниям мастера. После получения известия о том, что вишневый сад продан Лопахину, декорации на сцене буквально раздирают: под одобряющим взглядом «нового помещика» сваливают в угол стулья, сдирают занавески, бросают на пол величественную люстру. Именно у нее и разворачиваются последние сцены: Раневская прощается с домом своего детства, Гаев силится произнести торжественную речь, Лопахин прощается с Варей. Особенно внимания заслуживает именно последнее объяснение, когда Ермолай Алексеевич вроде бы собирается сделать девушке предложение, да все ходит кругами – как в беседе, так и совершенно буквально, обходя раз за разом спущенную люстру.
Господа уезжают. На опустевшей сцене остается один лишь бедный, забытый, старый Фирс. Однако вместо отдаленного звука топора, рубящего вишневый сад, снова оживает экран. В конце спектакля создатели решили напомнить зрителям, что все увиденное ими – комедия (именно под таким грифом Чехов выпустил свою пьесу). А потому и завершается она будто бы комедийным, черно-белым кинороликом – зарисовкой из счастливой жизни людей, еще недавно живших в этом доме, но теперь навсегда ушедшей в прошлое. Все герои в сборе, чтобы в конце застыть на экране неподвижной фотографией, снимком из далекого и прекрасного прошлого
P.S. Премьера спектакля «Вишневый сад» завершила театральный сезон в Нижегородском драматическом театре. Следующая встреча с героями Чехова состоится в новом сезоне, осенью 2012 года.

 

 

материал: Анна Баташева

Версия для слабовидящих