Нижегородский театр драмы 10 октября представил на суд зрителей первую премьеру 218-го театрального сезона. «Павел I» – так называется спектакль по одноименной пьесе идеолога русского символизма Дмитрия Мережковского. Чем же интересен сын Екатерины II и Петра III, убитый в ходе дворцового заговора 1801 года, нашим современникам? Чем нас могут взволновать такие далёкие события самого начала XIX века? И почему театр сделал такой выбор?

«Или–или…»

Наверное, прежде всего потому, что эта пьеса именно о выборе. Каждый из героев этой драмы должен был сделать выбор: власть или страх, преданность или предательство, жизнь или… Блестящая драматургия этого автора, как, впрочем, и почти всё его творчество, сводится именно к этой знаковой символичной точке, в которой суждено оказаться только поистине сильной личности. Это точка «или–или»…

…Итак, Петербург, начало марта

1801-го, дворец и одинокий несчастливый царь. Он уже помешан на прусской шагистике, измучил всех придворных и членов императорской семьи и находится в апогее своего самодурства. Граф Пален встаёт во главе заговора и втягивает в него сына императора, Александра, уставшего от деспотизма отца. Далее – убийство и восшествие на престол…

Так выглядит эта история о безграничной власти и постоянном страхе, рассказанная символическим театральным языком на сцене театра.

Сам Мережковский обозначил свою историческую драму как «пьеса для чтения» – и был неправ. Пьеса не просто чрезвычайно сценична, она ещё и сценографична. Это блестяще доказал художник-постановщик спектакля Дмитрий Разумов, представив весьма убедительное художественное прочтение материала. Огромные чёрные пустые манекены, перемещающиеся по сцене, то растворяются в зловещей темноте, то «накатывают» всей массой на зрителя под хлесткий звук шпицрутенов. Михайловский дворец, представляющий собой лишь макет, служит то кушеткой, то столом, а в какой-то момент и вовсе производит впечатление красивого торта, который вот-вот разрежут на кусочки. А изображение памятника Петру I как будто накрывает «всевидящим оком» всё происходящее на этой сцене.

И чёрно-белое решение всей постановки – это явно не дань моде, а продуманный и талантливый ход художника, который идёт вслед за автором и как бы вторит ему: «или–или». Даже такие детали, как воспалённые глаза мужчин и безнадёжно бледные лица женщин в белых платьях и с аккуратными атласными ленточками на тонких шеях, – всё это затрагивает сразу и не отпускает на протяжении всего действия. И эта обобщённость образов и красок очень мощно поддержала и идею режиссёра Елены Невежиной, которая, как она призналась, увидела в пьесе масштабные темы и общечеловеческие смыслы.

Актёрская удача

Символизм постановки также слышен и в плавном звучании всех начальных сцен и отсылает зрителя к эпохе декаданса: фрейлины, Александр с Елизаветой, княгиня Анна – все не говорят, а «пропевают» свои партии на разные голоса, сливающиеся в единый поток страха и готовности ко всему… «Или – или»…

Даже граф Пален видит сон, что он «Ванька-встанька»: упал-поднялся, упал – поднялся. Здесь хочется отметить очень точную актёрскую игру заслуженного артиста РФ Сергея Блохина, который подаёт эту тему очень легко. И вот эта лёгкость – самое ценное во всей роли, потому что именно за ней, за невыносимой лёгкостью, а не за криками и натужными стенаниями вся трагедия невозможности выбора этого человека. Да, именно невозможности пресловутого «или–или». Потому что он уже в любом случае предатель.

Очень точно передаёт раздвоенность Александра актёр Иван Бычков: неспособность противостоять натиску Палена и постоянные угрызения совести – всё это доводит будущего императора до постоянных обмороков. И вообще, вот это полуобморочное состояние актёр передаёт настолько точно, что это является достаточно большим эмоциональным вкладом во всю разыгрываемую историю отцеубийства. Это явная актёрская удача.

Очень хочется отметить работу и Евгения Зерина, исполняющего роль Павла I. Как писали критики времен Мережковского, его Павел «вспыльчив, жесток, отходчив, коварен, доверчив, благороден, мелочен и т. д.». И хотя актёру недостаёт пока лёгкости всех этих переходов и быстрых смен настроения русского императора, но зато есть главное. То, что является ключевым, возможно, в фигуре Павла. Этот император не отрекся от престола. У него не было «или–или». И этот момент общечеловеческого и, можно сказать, исторического выбора Евгений проживает настолько проникновенно, что вызывает действительное уважение и к Павлу I, и к этой актёрской работе в целом. Без надуманного пафоса, без «заламывания рук» он отказывается укрыться в будуаре у любимой и возвращается во дворец, как будто зная, что идёт на смерть.

Спектакль, конечно, рассчитан на подготовленного зрителя, и, кстати, именно «Павел I» будет закрывать VII Российский театральный фестиваль имени М. Горького «М. Горький и его эпоха», который пройдёт в нашем городе с 16 по 22 октября, так что остаётся пожелать актёрам удачи.

Елена МИНСКАЯ

Версия для слабовидящих