Император, вспоминающий о своих чистых детских годах у ног возлюбленной, - одна из самых нежных и трепетных сцен в спектакле.
Император, вспоминающий о своих чистых детских годах у ног возлюбленной, - одна из самых нежных и трепетных сцен в спектакле.
Автор фото: Георгий Ахадов
 
Как жить с мыслью, что собственный сын собирается тебя убить? Что говорить любимой женщине, мечтающей о счастье, если понимаешь, что впереди только смерть? Как вести себя с окружающими, в каждом из которых видишь предателя?
Чёрное и белое
Стремительный и беспощадный водоворот переживаний императора Павла затягивает зрителей в премьерном спектакле театра драмы «Павел I», поставленном московским режиссёром Еленой Невежиной. Драма, написанная Дмитрием Мережковским, предстаёт перед зрителем в эффектном решении художника Дмитрия Разумова. Противопоставление света и тьмы, чёрного и белого, мистики и реальности создаёт на сцене атмосферу предчувствия беды, плавно перетекающую в эстетику гибели. Монотонное и зовущее в неизведанное звучание «Болеро» Равеля на протяжении всего спектакля погружает зрителя в страшный мир последних дней императора, значение личности которого для истории до сих пор вызывает споры. А огромный шлагбаум, символически разделяющий действия, словно отделяет мир реальной жизни от непознанного мира мистики.
Обман, двойственность, иллюзия — главные темы спектакля.
Победа жертвы
Вот перед нами огромные безликие мрачные плащи, выстроившиеся вокруг самодержца. Миг — и они обретают лица, кружатся в зловещем танце. Нежные фрейлины в финале превращаются чуть ли не в ангелов смерти, а сам император белоснежный наряд меняет на плащ Мальтийского ордена алого цвета — цвета победы и цвета жертвы одновременно. Маски вокруг императора, то тайные, то явные, завлекают его в свою круговерть и не дают вырваться из царской повседневности. Круг врагов государя смыкается прямо на глазах у зрителя. Актёрский ансамбль выверен до мелочей. Эффектен мятущийся между долгом и честью, предательством и любовью к России граф Пален (Сергей Блохин). Очень реалистичным получился поддавшийся на его уговоры Александр (Иван Бычков), искренне мечтавший о мире и идеальном государстве, но начавший свой путь государя с отцеубийства. Презирающий отца Константин (Александр Лапшов), готовый высмеять отца при любом удобном случае, расчётливая Елизавета (Мария Мельникова), марионетка-государыня (Тамара Кириллова), запуганные придворные. Все они противопоставлены преданному императору графу Кутайсову (Александр Мюрисеп) и восторженно обожающей и смертельно боящейся за него княгине Анне Гагариной (Маргарита Баголей). Жена, сыновья, придворные и даже возлюбленная пугают своей мертвенной бледностью. Они напоминают вампиров, готовых отнять жизнь у единственного живого, мыслящего и мечтающего человека — Павла. Эту роль великолепно исполнил Евгений Зерин. Такой зрелой, стилистически точной и многоплановой работы поклонники артиста ещё не видели.
В своем Павле он точно слил воедино множество граней личности императора. Гордость и тщеславие, самодурство и преданность своей стране, подозрительность и веру в людей, любовь к детям и трогательную нежность к своей последней и искренней любви. Сцена их последнего свидания с Анной трогает до слёз, обречённость и неверие в страшную судьбу делают образ мягким и очень человечным. Кто знает, может, именно таким и был император, а его зверства — не более чем защита от окружающей лжи и предательства?
Версия для слабовидящих