Для многих комедии Островского лишь отзвуки тоскливых воспоминаний разборов на уроке литературы. И не каждый поверит, что спектакль по его комедии, поставленный без передёргиваний сюжета, может быть действительно смешным.

Диапазон настроений

Спектакль «Волки и овцы» вернулся на сцену Нижегородского театра драмы ровно через 70 лет в версии режиссёра Аллы Решетниковой и получился лёгким, красивым, эффектным. Над злоключениями героев зрители на премьере хохотали буквально до слёз. Вода, журчащая в фонтане, вазоны с цветами, кресло-качалка – сценография Бориса Шлямина погружает зрителя в уютный, на первый взгляд, тихий и мирно дремлющий мирок помещичьего быта. Превосходны костюмы, созданные Андреем Климовым, – стильные, эффектные, передающие утончённость и дух ушедшей эпохи. И в то же время в героях без труда узнаются люди дня сегодняшнего.

Театр драмы постановкой этой пьесы убедил зрителя, что века ничуть не умерили юмор классика.

Игра актёров безупречна. Маргарита Порфирьевна Алашеева, для которой спектакль стал юбилейным бенефисом, фантастически хороша. Мурзавецкая, воспринимаемая обычно суровой, злобной и расчётливой помещицей, в её исполнении превратилась в очаровательную, любезную и притягательную даму, которая из кроткой овечки превращается в алчную волчицу, готовую пойти на преступление, но не только ради выгоды. Она трепетно любит своего забулдыгу племянника, на афёру её толкает не только жажда денег, но и мечта о спасении заблудшего юноши. Диапазон настроений героини огромен – от тихой печали до яростного состояния битвы, которая никого не оставит равнодушным.

От тирана до жертвы

В галерее образов один ярче другого. Хорош Аполлон Мурзавецкий (Валентин Омётов). Нельзя не смеяться, глядя на то, как его герой хорохорится перед дамами в надежде сорвать куш, а в итоге довольствуется несколькими рублями на опохмелку. Очаровательна Купавина (Мария Мельникова), не способная поверить в предательство и мечтающая о счастье. Глафира (Наталья Кузнецова) на глазах зрителя превращается из набожной тихони в страстную красотку, способную разыграть многоходовый спектакль, чтобы заполучить мужа. Чистым бриллиантом сияет и объект её охоты Лыняев (Алексей Хореняк). Какой он на самом деле, никто так и не узнает, но уж точно не безвольный рохля, каким хочет казаться. С каким пылом он выказывает свои юридические познания и как с хитрецой очаровательно проигрывает, в итоге получая красавицу жену.

Очень трогательной получилась Анфуса Тихоновна (Елена Суродейкина): её божественная глупость умиляет зрителя. Но всего пара штрихов, и вдруг возникает подозрение, что её бестолковость – не более чем маска. И с красавцем Беркутовым её связывают далеко не чаепития. Превосходен Вукол (Анатолий Фирстов). Как тонко сыгран эпизод, в котором из хитрого жулика он превращается в униженного и поверженного бедолагу. Вот оно – превращение, о котором говорит Островский: все мы и волки, и овцы одновременно.

Хозяин жизни

Один лишь Беркутов не попадаёт впросак, просчитывая всё на много шагов вперёд. В этой роли неотразим Сергей Кабайло, подаривший своему герою десятки характеристик. Появляясь перед зрителем после многочисленных упоминаний, он не просто оправдывает, но превосходит все мнения героев о себе. Хитрый, расчётливый, великолепно владеющий психологией, его герой умудряется не просто распутать клубок, в котором запутались соседи, но и достичь своей выгоды во всём. Каждый жест его точен, каждая интонация продумана и достигает цели. Никто не сможет вырваться из сплетённой им паутины хитрости. С лёгкостью и изя­ществом он расправляется с соперниками и крушит препятствия. На то он и беркут, чтобы безнаказанно расправляться с овцами. Особенно теми, кто возомнили себя волками.

Ольга Севрюгина

Автор фото: Георгий Ахадов

Версия для слабовидящих