Столичный режиссер Валерий Саркисов свой первый дипломный спектакль поставил в МХАТе, сотрудничал с Театром им. Ермоловой, Театром им. Моссовета, другими московскими театральными коллективами. Он работает как в Москве, Санкт-Петербурге, так и в провинции. С 1989 года он руководит коллективом «Театральная группа Валерия Саркисова». С 1983 года преподает на режиссерском факультете ГИТИСа. Саркисов в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. А.М. Горького, начиная с 2005 года, поставил одиннадцать спектаклей.
+
15 и 17 декабря в театре пройдут предпремьерные показы нового спектакля — по пьесе Горького «На дне». У него есть основания дать объективную оценку актерам и театрам столичным и провинциальным.
+
О столичности и провинциальности
Ничем театры не отличаются, только географическим расположением. Скажу больше, такой труппы, какая есть в нашем театре, в Москве нет. И в Питере нет. В Питере еще хуже ситуация с контингентом, там очень мало хороших артистов. Некоторые пьесы в Москве невозможно распределить по ролям.
+
Наша труппа тем и хороша, что здесь очень много хороших актеров, просто – хороших.
+
Да что говорить, если Марк Варшавер, директор театра «Ленком», посмотрел «Дядю Ваню» и сразу пригласил в свой театр Сергея Блохина! Потому что, как он мне сказал, в Ленкоме нет таких артистов. Нет у них в труппе актера такого возраста, такой фактуры артистов. Героя.
+
А Блохин не пошел, и молодец. Там бы он растворился, а здесь он – молодец! Я его уважаю за этот поступок. Здесь он играет главные и, что важно, разные роли, а там мог раствориться.
+
Московские театры «съедают» провинциалов
Недавно мы похоронили Наташу Заякину. Она очень яркая актриса. В капустнике на фестивале «Веселая коза» сыграла так ярко, что ее все московские театры нарасхват брали. Взял Захаров в Ленком, и что? Давал ей малюсенькие роли, ничего большого она не сыграла. Была в Нижнем Новгороде актриса Заякина, а осталась где-то там на третьем плане, даже не на втором.
+
Так что непонятно – что лучше. Ну и что – Москва... Статус... А толку...
+
«На дне» – спектакль «помолодел»
Когда я определился с тем, какую пьесу Горького буду ставить, выбор актеров был предсказуемым. Да и круг исполнителей ограничен – труппа невелика. В спектакле заняты почти все, кроме «стариков». Мы чуть-чуть понизили возрастной ценз. В основном занята молодежь и среднее поколение.
+
Из молодежи я работал не со всеми, некоторых не знаю. Но молодые актеры себя хорошо показывают.
+
Об антрепризе и актерах
Было раньше такое явление – актеры всяких императорских театров на летний сезон приезжали играть в провинцию. Сейчас этого нет. Антрепризы же существуют, кино. Есть где подрабатывать. Я про такую практику в современном театре не слышал ни разу.
+
О классике и авангарде
Стиль постановки зависит только от пьесы. Пьеса сама диктует. Вот у меня идет «Гамлет» в Театре имени Ермоловой, сделан в классическом виде. А в постановке «На дне», которую мы сейчас сдаем, ничего классического нет.
+
Когда еду на постановку, стараюсь «привезти в голове» весь спектакль. И сейчас было также. Но здесь я еще и декорацию придумал, это мое оформление. От этого все и пошло.
+
Когда я работаю с художниками, они что-то предлагают, я прислушиваюсь. А здесь получилось так, что мне придумалось и все – поехали!
+
Не всегда хорошо, когда режиссер-постановщик еще и сценограф. Мне нравится, на самом деле, работать с художниками. Они генерируют мои идеи, трансформируют их, предлагают свое, новое. Это всегда обогащает. Но в этот раз я понял, что мне надо так.
+
Валерий Саркисов родом из Ташкента. Учился режиссуре в ГИТИСе, у Марии Осиповны Кнебель. А до этого, окончив Ташкентский театрально-художественный институт, работал скульптором-монументалистом.
Об актерах ведомых и ведущих
Есть актеры, которые способны на импровизацию, а есть те, которым хочется, чтобы им все выстроили и они бы только оживляли это и развивали. Много привносит, например, Юрий Котов, есть другие, которые слушаются и все. Может быть, просто доверяют мне.
Свой среди своих
Почти в каждом театре происходит ситуация, когда «режиссер Саркисов нашел своего актера или актер нашел своего режиссера». Это, в основном, происходит с хорошими артистами. Когда хороший артист, я понимаю, что мы друг друга обогащаем, это важно.
Актер многое привносит в работу, без этого нельзя. Есть индивидуальность, манера. Это дает возможность режиссеру развивать свою линию, это важно.
Они же не механизмы, не куклы. Они же живые.
Индивидуальность актера
Я хочу, чтобы их индивидуальность всегда проявлялась максимально. Если этого нет – они не артисты! Когда просто механически повторяют твою интонацию – это не интересно.
Я не «с голоса» их учу, я просто показываю направление. Я много показываю. Но не то, как надо, а направление развития роли. «Как» – это уже они сами. И я хочу, чтобы артисты проявили все свои лучшие качества. Не штампы и наработанные приемы, а то, чего в них еще не было, что они не могли играть.
Поэтому я для Сени (так друзья называют заслуженного артиста России Сергея Блохина), для других, например для Маши Мельниковой, стараюсь найти что-то такое, чего они раньше не делали.
Чехов, Горький... Шекспир?
У нас с театром есть планы на следующий год. Могу намекнуть – пока Шекспир. Это мы оговариваем с Борисом Петровичем (Борис Кайнов – директор театра). Название не буду говорить...
Что хочу сказать зрителям перед премьерой? Получайте удовольствие от увиденного и все!
Начиная с 2005 года, Валерий Саркисов поставил на сцене нижегородского театра драмы десять спектаклей: «Вышел ангел из тумана», «Смерть Тарелкина», «Похищение Сабинянинова», «Женитьба», «Дядя Ваня», «Контракт», «Муж моей жены», «Вишневый сад», «Опискин»по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», «Свадьба Кречинского». «На дне» – одиннадцатая постановка в театре.
Татьяна Кузнецова