Нечасто случается так, чтобы в одном городе в разных театрах одновременно шли спектакли на один сюжет. Весной 2016 года Нижегородский театр кукол представил премьеру «Кота в сапогах», и тем самым довел количество трактовок этой бессмертной сказки в нашем городе до трех. «Коты в сапогах» живут также в Театре драмы и в ТЮЗе, и мы решили посмотреть все три варианта, чтобы понять, чем они отличаются и какой Кот лучше. Мы – это я и мой 4-летний сын, взятый с собой для чистоты эксперимента.

«Кот в сапогах» №1
Место: Нижегородский театр кукол
Авторы: С. Прокофьева, Г. Сапгир
Режиссер-постановщик: заслуженный артист России Александр Антоненко
Премьера состоялась 9 апреля 2016 года
Рекомендуемый возраст детей: 4–6 лет

Это традиционный для кукольного театра спектакль с гапитно-тростевыми куклами над ширмой. Сказка без затей и особых режиссерских выдумок, но внятная и понятная детям. Обаятельные куклы с носиками картошкой вперевалку перемещаются над ширмой, иногда залихватски закидывая на нее ноги; декораций немного, но они достаточно точно создают атмосферу места: дерево для природы, трон и канделябры – для приемного зала Короля, массивный стол и сковородки – для замка Людоеда. Среди спецэффектов – только момент превращения Людоеда, оформленный красноватыми вспышками света и эффектным звуковым сопровождением. Спектакль нельзя назвать музыкальным, но герои поют несколько приятных песенок (одна из последних работ композитора Александра Шишкина).
Маленькие зрители следят за действием довольно внимательно, несмотря на то, что любовные перипетии сюжета вряд ли им понятны. Скорее, их внимание привлекают проделки Кота, и его «фыр-пыр-мяу» так и осталось самой запомнившейся забавной характеристикой персонажа, которую ребенок «вынес» из спектакля.
Резюме: спектакль не блещет оригинальностью, но ребенок посмотрит с удовольствием.

«Кот в сапогах» №2
Место: Нижегородский ТЮЗ
Авторы: Е. Муравьев, Е. Шашин
Режиссер-постановщик: Дмитрий Крюков
Премьера состоялась 1 ноября 2013 года
Рекомендуемый возраст детей: от 6 лет
 
Второй «Кот» поставлен в жанре мюзикла – в том облегченном варианте, который распространился в российских провинциальных театрах, не имеющих финансовой возможности освоить полный бродвейский формат. Это, кстати, не значит, что данная облегченная версия плоха – она все равно несет зрителю тот заряд бодрости и хорошего настроения, ради которого задумана.
ТЮЗовский «Кот» рассчитан, скорее, на подростков: в центре этой истории, разумеется, любовь нежной Принцессы (Анастасия Волох) и Феликса (Максим Павлов) – молодого, доброго, но бедного владельца предприимчивого Кота. Кот, которого с увлечением играет Артур Зимин, отлично танцует и, кстати, тоже имеет собственную любовную историю с утонченной придворной Кошечкой (Анна Бледникова).
Прелесть этого спектакля – в простой (иногда даже слишком), бодрой, жизнерадостной музыке, в романтичных декорациях, задорных танцах. Спектакль призван дарить радость, и он это делает. Даже 4-летний ребенок, для которого сюжет мюзикла был сложноват, с интересом слушал музыку, разглядывал яркие костюмы, следил за движениями танцующих и то и дело подскакивал, чтобы танцевать вместе с ними.
Резюме: стоит сходить с детьми постарше.
 
«Кот в сапогах» №3
Место: Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького
Авторы: С. Прокофьева, Г. Сапгир
Режиссер-постановщик: Игорь Штернберг (Москва)
Премьера состоялась 8 июня 2001 года
Рекомендуемый возраст детей и взрослых: без ограничений 

Это самый старый «Кот» из увиденных нижегородских «Котов» – уже 15 лет он радует детей. Как это часто бывает, старое – не значит худшее. Этот спектакль в нашем мини-рейтинге безусловно занимает лидирующую позицию. Тот же текст, который так непритязательно был решен в кукольном, здесь поставлен с хулиганским азартом и пользуется бешеной популярностью детской аудитории. Только этот спектакль надо называть не «Кот в сапогах», а «История про самого обаятельного в мире Людоеда», потому что никакой Кот не сравнится с лохматым, пузатым, веселым и чуточку страшным Людоедом в исполнении засл. арт. РФ Сергея Блохина! Он играет своего Людоеда так, что эта роль становится в спектакле главной и бенефисной, а дети в зале в восторге визжат, лишь только он появится на сцене. Простейший, но от этого не менее действенный интерактив с детской аудиторией, когда дети в ответ на угрожающую реплику Людоеда «Я его съем!» что есть мочи вопят «Нет!», сразу же вовлекает детей в сказку, они чувствуют свою причастность, возможность спасти любимых героев. Они, кстати, любимые герои, в этой сказке тоже все очень симпатичные – и Кот вполне себе Кот (Александр Лапшов), и Жак – простоват, но очень мил (Валентин Ометов), и очаровательная Принцесса (Марина Львова), и важный Король, заботящийся о своем королевском достоинстве (засл. арт. РФ Александр Мюрисеп). Но Людоед – ах, Людоед! – все-таки решительно перетягивал «одеяло» зрительского внимания на себя.
Конечно, и мой малыш с увлечением кричал это «Нееет!», и долго потом вспоминал проделки Людоеда. Но как же Кот? – спросим мы в итоге. Кота в памяти не осталось. Всех «съел» Сергей Блохин!
Резюме: Срочно идти, пока не сняли, смотреть про Людоеда!
 
Анастасия Разгуляева
Фото: Георгий Ахадов
 
№4/2016
Версия для слабовидящих