«Стыдно быть несчастливым» — так сказал выдающийся драматург Александр Володин. А через много лет добавил: « …Нет, и счастливым быть стыдно». Всю свою творческую жизнь этот автор размышлял о счастье. Все герои его историй мечтают о нем, идут к нему, спотыкаясь, ошибаясь, иногда чувствуя тотальное непонимание, а иногда сближаясь совсем не с тем, с кем нужно. И все-таки живут. Живут в предчувствии счастья. В ожидании встречи, которая вот-вот произойдет и добавит в серость жизни остальные недостающие краски.

Широкая аудитория хорошо знает фильмы «Пять вечеров», «Дочки-матери», «Осенний марафон» и другие, снятые на основе произведений Александра Володина. Пьеса «Старшая сестра» хорошо знакома российскому зрителю по знаменитой экранизации Георгия Натансона 1966 года, в которой роль Нади исполнила актриса Татьяна Доронина. Спектакль по этой пьесе стал первой постановкой произведений этого драматурга на сцене Нижегородского театра драмы, и это уже само по себе достаточно значительное культурное событие для города.

…Сироты Лида и Надя давно живут на попечении своего дяди, взявшего их на воспитание из детского дома. Дядя искренне мечтает о счастливой жизни для племянниц, и девушки, часто наперекор собственным судьбам, следуют его совету. Так, старшая сестра — Надя — отказывается от своей мечты и делает все, чтобы младшая стала актрисой, но спустя годы все же сама приходит в театр… Вот та, казалось бы, простая канва, на которую нанизывается сюжет, разворачивающий взаимоотношения сестер, мечтающих о счастье. Все просто — за исключением одного. Никто точно не знает, что же это такое — безусловное счастье? Представления о нем настолько разные, что это заставляет сестер ссориться, отстаивая свою точку зрения, даже обижать друг друга и вместе обижаться на дядю, который, навязывая им свое представление о счастье, желает им добра.

Вот этот тугой клубок противоречий между самыми родными людьми режиссер Максим Михайлов почувствовал и выстроил очень точно. И, стоит заметить, актеры в этом материале заблистали совсем новыми гранями. Надя в исполнении актрисы Марии Мельниковой и отчаянная, и наивная, и глубоко серьезная, и — вдруг — неожиданно игривая. Это явная актерская удача. Дядя Ухов в исполнении Юрия Фильшина — мудрый и беспокойный, строгий и нежный. Он носитель той заботы, которую человек может получить только в семье.

Кстати, как отметил сам режиссер, он хотел поставить спектакль именно о семье и ее ценности для каждого из нас, о хрупкости человеческих взаимоотношений. Именно хрупкость человеческих чувств так точно отражена в сценографическом решении спектакля. Тонкие, напоминающие карточный домик стены квартиры, кажется, вот-вот развалятся на множество кусочков от любого неосторожного движения или грубого слова. Фотографии кинозвезд на стене подчеркивают весь мираж мечтаний. Эта работа художника из Санкт-Петербурга Алексея Уланова — тоже безусловное творческое достижение.

Впрочем, удачей можно назвать весь этот спектакль о предчувствии счастья, о доме и о самых родных и близких людях в нашей с вами жизни. Первые зрители приняли спектакль очень тепло и долго аплодировали постановочной группе, давая тем самым этой постановке наивысшую оценку.


Текст: Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Версия для слабовидящих