Впервые в Нижегородском государственном театре драмы поставили спектакль по произведению советского драматурга Александра Володина. Пьеса «Моя старшая сестра» была им написана в 1961-м, в том же году состоялась премьера по ней в БДТ имени Горького в Санкт-Петербурге, а в 1966 году на экраны вышел фильм «Старшая сестра», главную роль в котором сыграла Татьяна Доронина. Отрывок из статьи Белинского о театре «Любите ли вы театр…» именно благодаря её исполнению обрёл новую жизнь. В столице Приволжья поставить эту сложную в своей простоте пьесу решился питерский режиссёр Максим Михайлов в союзе с художником-постановщиком Алексеем Улановым. Этот же творческий тандем в Нижегородском драмтеатре работал над спектаклем «Незнайка учится».

Мечты о новой жизни
Имя драматурга Александра Володина в сознании русского человека, наверное, прежде всего связано с его киноработами. Он написал сценарии ко многим фильмам, ставшим знаковыми для советских людей. «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Пять вечеров», «Назначение», «Графоман»… Как выяснилось, и Максим Михайлов, и Алексей Уланов в своё время, когда были студентами, встречались с Володиным. А теперь они создают свои произведения искусства, опираясь на написанные им тексты.

История двух сестёр, пытающихся найти своё место в жизни, свою любовь и своё призвание, неисчерпаема. По словам режиссёра Максима Михайлова, пьесы Володина «как бы повисают в воздухе», поскольку в них нет ни одной законченной сцены и ни одного закрытого финала. Так, драматург предлагает два варианта последнего действия пьесы «Моя старшая сестра»: один, как говорит постановщик, пессимистический, другой – оптимистический. «Первым я заканчивать не хотел, ну а на второй у меня не хватило наивности», – признаётся он. В итоге было решено «смонтировать» свой финал.

Как рассказал режиссёр, ему было важно создать неровный, «рваный ритм», в котором живут герои пьесы Володина. «Прошло два года» – дважды драматург «перематывает» время, не описывая, что произошло в этот период. Но мы видим, как герои меняются. Неизменной остаётся любовь, буквально обволакивающая каждого из них, витающая в воздухе.

– Пьеса проникнута любовью, но о любви в ней не говорится. Ни разу никто не произносит фразу «Я тебя люблю». В этом весь Володин, – рассуждает режиссёр-постановщик.

Что касается музыкального оформления, в качестве фона будет звучать французская музыка. Она будет символизировать мечту, неосуществимые желания, предчувствие счастья, безмятежности, новой жизни. Отобразится парижская тема и в сценографическом решении. У Лиды есть свой «иконостас звёзд», на которых она хочет быть похожей: на стене в её «углу» развешаны фотографии французских артистов. И всё-таки основной, образующей декорацией, помимо обстановки комнаты в доме сестёр, должен стать обыкновенный серый петербургский двор.

– Серый – не значит бесцветный, неинтересный, – подчёркивает художник-постановщик Алексей Уланов. – В живописи этот цвет считается самым сложным и является лакмусом для выявления абсолютного глаза художника. Этот двор будет миражом, который должен растворяться, исчезать, выявляя тем самым одиночество главных героинь.

«У него всё просто»
Роли сестёр, Нади и Лиды Резаевых, исполняют Мария Мельникова и Маргарита Баголей, роль их дяди – Юрий Фильшин. Также в спектакле заняты артисты Анатолий Чистов, Александр Мамаев, Сергей Кабайло, Евгений Зерин, Марина Львова, Светлана Бутерманова и Алина Ващенко.

– До меня дошли слухи, что у нас будет ставиться «Старшая сестра», и я сразу подумала: «Ничего себе. Кому это так повезёт: достаточно сложно соперничать с самой Татьяной Дорониной». Потом оказалось, что эту роль должна исполнить я. Слава богу, у нас всё по-другому, постановка от фильма, конечно, отличается, – улыбается Мария Мельникова.

По словам Максима Михайлова, когда он предлагал поставить в Нижегородском драмтеатре спектакль по этой пьесе, он уже знал, что в труппе есть актёры и актрисы, которые смогут сыграть в нём. При этом, утверждая Баголей и Мельникову на роли сестёр, он и не думал об их внешнем сходстве.

– Сёстры эти могут быть даже и не родными, – говорит режиссёр. – Дядя мог прийти в детский дом, куда эвакуировали его племянниц, и, поняв, что они погибли, взять на попечение других. Сам факт кровного родства и похожести в данном случае для меня не важен.

Репетиции спектакля длились меньше двух месяцев. «От большого количества репетиций я начинаю мудрствовать, – признаётся Максим Михайлов. – В пьесах Володина можно завязнуть. Вслед за вторым можно начать искать четвёртые, двадцать пятые планы. Но у него всё просто. Мне кажется, в этом и есть ключ к пониманию драматурга».

Режиссёр сравнивает спектакль с картиной, написанной акварельными красками: «Акварельные краски требуют особого ухода. Если на них попадёт вода – они потекут. Так же и этот спектакль будет требовать особого ухода от актёров. На репетициях мы пытаемся добиться того, чтобы краски закрепились».

Премьера спектакля «Моя старшая сестра» состоится 14, 15 и 26 апреля в 18:30. Справки по телефону 419-51-73.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Георгия АХАДОВА

Версия для слабовидящих