Премьера спектакля «Господа Головлевы» (16+) по одноименному роману Михаила Салтыкова-Щедрина состоялась 10 мая в Нижегородском театре драмы. Его режиссер – Искандер Сакаев (Санкт-Петербург), автор постановок «Остров грехов» (16+) и «Саломея» (16+) в этом же театре. История затягивает зрителя и обволакивает своей атмосферой, погружая его в мир одной семьи, как бы парадоксально ни звучали эти слова, стоящие рядом, и индивидуальный космос души каждого персонажа.

Диалог с текстом

Инсценировку романа сделал драматург Владимир Жеребцов, причем второе действие дописал специально для Нижегородского театра драмы (первое было создано в свое время для МХТ имени А. П. Чехова, но не было реализовано). Получилось бережное переложение прозаического произведения, с сохранением основных сюжетных линий, характеристик героев, смыслов. Текст Салтыкова-Щедрина богат на образы, его символизм нашел отражение в постановке Искандера Сакаева.

– Наш спектакль – это диалог с произведением, с автором. Мы хотели максимально передать мир романа, дать его концентрат, суть, сделать так, чтобы у каждого из персонажей было слово. Хотя от чего-то приходилось отказываться, – отмечает режиссер.

Жанр спектакля обозначен как «умопомрачение в двух частях». Порфирий Головлев (заслуженный артист России Юрий Котов), Иудушка, как его прозвал брат Степан (Сергей Кабайло), оказавшись на погосте, у могил своих родственников, в мыслях возвращается в прошлое. Тем, что действие происходит, грубо говоря, в его голове, можно объяснить появление героев в неожиданных образах, которые порой пугают и шокируют, удивляют.

Метафоры, используемые Салтыковым-Щедриным, находят воплощение в спектакле, часто считываясь режиссером напрямую. Аннинька (Маргарита Баголей) и Любинька (Алина Ващенко), которых Арина Петровна (Елена Туркова) называет «щенками», взвизгивая, как кутята, бегают по сцене, кидая друг другу мячик (к концу повествования они становятся похожи на побитых, беспризорных собак). Описывая устройство усадьбы Головлевых, автор характеризует его как «сырой подвал», где его обитатели разбредаются да сидят по «углам» и «логовищам», будто пауки (и, ассоциативно, другие насекомые). Их не ждет ничего, кроме «забвения». Искандер Сакаев, художник-постановщик лауреат премии Нижнего Новгорода Борис Шлямин, художник по костюмам и свету Наталья Кузнецова передают эту атмосферу, а также представляют персонажей и их взаимоотношения друг с другом удивительным образом. Во втором действии постановки во внешнем облике героев угадываются черты членистоногих. Кажется, здесь есть и гусеница, и муха, и паук, и бабочки, и комары... Все они запутались в паутине страха и порока, которую сами же и соткали. От «кровопивушки» Порфиши маменька неоднократно отмахивается, как от надоедливого комара или мухи.

Стоит отметить, что костюмы для этой постановки изготавливались вручную: часть из них – вязаные. Это трудоемкая и масштабная работа, результат которой хочется долго и пристально разглядывать. Особенно поражает воображение длинный цветастый балахон Иудушки.

– Режиссер дает мне возможность работать со смыслом, ассоциациями, выстраивать систему образов в костюмах, – заявила Наталья Кузнецова за неделю до премьеры. – Действие происходит в сознании персонажа, поэтому я могу не привязываться к деталям, а фантазировать, делать модели, которые будут производить впечатление на зрителя.

У каждого свой путь

Важны в восприятии героев и предметы, с которыми они взаимодействуют. Все три брата, Порфирий, Степан и Павел (заслуженный артист России Алексей Хореняк), в момент знакомства публики с ними появляются на сцене в манишках (персонажи показаны через призму отношений с матерью), однако Степан-балбес выходит в руках с духовым музыкальным инструментом, Павел – перебирая бумажки, Порфирий – со счетами, сквозь которые смотрит на «маменьку». Режиссер тонко и психологично показал влияние деспотичной матери на всех мужчин в доме и ее отношение к ним, а также результат такого воспитания и такой «любви».

Кажется, спектакль «Господа Головлевы» эксклюзивен во всем. И это не только уникальные, продуманные до мелочей костюмы, впервые поставленная инсценировка Владимира Жеребцова, это еще и необычное музыкальное оформление. В постановке нет фонограмм. Как говорит режиссер, в ней «насыщенная звуковая среда подчинена артисту». Он либо издает какие-то характерные для своего персонажа звуки (то же жужжание), либо извлекает их из бытовых предметов (счеты в руках Порфирия), либо из музыкальных инструментов (публика услышит скрипку, барабан, тарелки, маракас, трещотки, кастаньеты, гармошку-концертино, ветровую машину, музыкальную шкатулку и другие инструменты). Также некоторые артисты, произнося текст, создают невероятно богатый интонационный рисунок. Как, например, Елена Сметанина, которая исполняет роль многоликой Улиты.

Как сказал режиссер, «в спектакле сложился ансамбль солистов». Действительно, с этим трудно не согласиться. В нем нет эпизодических ролей: за всеми персонажами – личная история. В нем следишь в первую очередь не за интригой, а за жизнью актеров на сцене. Все-таки хочется отметить всех артистов, занятых в постановке: органична в образе Евпраксеи Светлана Кабайло; Александр Лапшов и Андрей Соцков исполнили роли сыновей Порфирия Головлева Пети и Володи соответственно (часто они действуют на пару, при этом каждый – яркая индивидуальность); заслуженный артист России Анатолий Фирстов выступил сразу в нескольких ролях – Якова (земский), бурмистра, доктора и мужа Арины Петровны Владимира Михайловича (Анатолий Петрович как бы стоит над повествованием и в то же время максимально проникает в него).

Несмотря на то что, по сути, действие происходит на кладбище, а фабулой является череда смертей, эта история – не о кромешной темноте. К счастью, русская классика неоднозначна. Как и взгляд на нее.

– Я не хотел делать историю о свинцовых мерзостях беспросветной русской провинциальной жизни, – признается режиссер Искандер Сакаев. – Произведение не об этом. Оно о прощении, о просветлении, о покаянии, о разрушении и возрождении в душе каждого человека. Мы хотели в беспросветности найти некий путь к добру.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Георгия АХАДОВА

Версия для слабовидящих