- Так с чего же начинается театр?
Кто-то говорит, что театр начинается с вешалки. Кто-то говорит, что театр начинается с книги или с финансирования. А я скажу так: театр начинается с хорошего материала, а также с готовности зрителей воспринимать и понимать происходящее на сцене. А чтобы понимать, необходимо хорошее образование зрителя, которое, собственно, начинается с воспитания в семье. Театр начинается и со знания литературы, ведь в основе постановки всегда лежит литературное произведение. Знание классики, а сейчас ставится много спектаклей именно по классическим произведениям, очень важно, иначе многое, происходящее на сцене, можно просто не понять.
Первые? Конечно, мои родители, моя сестра и тетя. Мама учила меня петь, папа был потрясающим танцором. Ну, а моей любимой сестре Галине, которая частенько показывала мне самодельный кукольный театр, устроенный над растянутым между двумя стульями одеялом, я и обязана своим театральным будущим. Это она, активная участница «Театра эстрадных миниатюр политехников», привела меня на репетиции «ТЭМПа» в Политехнический институт, где сначала мне предложили попробовать себя в юмористических миниатюрах, а потом были и первые небольшие роли. Так постепенно рождалось мое желание поступить в Нижегородское театральное училище и посвятить свою жизнь театру, который и стал моей профессией на всю жизнь.
- Чем вам вспоминаются годы учебы?
Без сомнения, самое яркое воспоминание – это лето после третьего курса. Тогда художественный руководитель нашего курса, С. Лерман, позвонил и сказал мне: «Суродейкина, ты – темная лошадка, я хочу, чтобы ты ввелась на главную роль в спектакле «Укрощение строптивой». Так получилось, что обе исполнительницы этой роли (Заякина и Кириллова) одна за другой ушли в декрет. Мне было лестно, что Лерман, а он был и режиссером-постановщиком этой комедии Шекспира, без проб утвердил меня на роль строптивой Катарины. Он добавил: «Приходи завтра. Пока все в отпуске, будем с тобой репетировать». Конечно, некоторое время я пребывала в состоянии экзальтации оттого, что выбрали именно меня, что роль доверили мне. Я осознавала огромную ответственность и в то же время боялась, а получится ли сделать все так, как скажет режиссер. В общем, перед началом театрального сезона, в августе мы приступили к репетициям. В совершенно темном зале, сидя за пультом, мой учитель Лерман бросал мне реплики за всех персонажей, а я, стоя на освещенной сцене, отвечала ему, постепенно вживаясь в характер героини. Перед первым спектаклем на сцене ДК Автозавода ( в театре драмы тогда шел ремонт, а сезон уже открылся) я понимала, что мне придется как-то справляться с большим волнением. Тем более, что в зале сидела вся моя родня, друзья и коллеги из студенческого театра. Трудность была и в том, что мне пришлось мгновенно войти в профессиональный коллектив взрослых людей, совершенно незнакомый для меня. Поэтому вначале было очень тяжело. Но деваться было некуда, пришлось преодолевать себя и прямо на сцене справляться с самой собой. Говорят, моего волнения никто не заметил. Поэтому я низко кланяюсь своим педагогам за те профессиональные умения, которым они меня научили.
- У вас есть любимая сыгранная роль?
Как у каждого актера, у меня много любимых ролей. Если говорить о классике, то это спектакли «Женитьба» и «Свадьба Кричевского». Если же говорить о комедиях, то это «Бестолочь» и «Брачный договор». Ну, а самая любимая, наверно, это главная женская роль в спектакле «В будущем году, в то же время». Там речь идет о человеческих отношениях, о взаимопонимании между влюбленными, об их спорах и разногласиях. Тема пьесы такая: на протяжении многих лет он и она встречаются в одной и той же гостинице, в которой им довелось узнать и полюбить друг друга. В начале истории им было по двадцать пять лет, и у каждого уже имелась своя семья. Но, тем не менее, по традиции, согласно данному друг другу обещанию, они каждый год приезжают в эту гостиницу. И в том же самом номере рассказывают друг другу о своей жизни. Действие длится по достижении главными героями пятидесяти лет. Лучшая часть жизни позади, но жизненные ситуации продолжают повторяться. Каждому нужен собеседник, у каждого на душе накипело, каждому хочется выговориться, что и делают персонажи на протяжении спектакля. А чего вообще, что хотят люди? Люди хотят любви и семейного счастья, простых земных радостей. Я получаю удовольствие, играя роли, суть которых в показе ярких качеств человеческой души, в проявлении настоящего характера, который виден в ситуациях выбора.
- Насколько актер зависит от режиссера?
Обычно режиссер изначально видит весь спектакль в целом, он задумывает, как все будет происходить, и поэтому умеет красочно выстрелить репликами и мимикой актеров в нужный момент. Поэтому, в некотором смысле, режиссер является диктатором, то есть, не тираном, а человеком, отлично знающим пьесу и подсказывающим, как играть роль. Он просит актера наполнить роль своей индивидуальностью. Спектакль – это совместное производство. Ты не один варишься в его рождении. Актеру необходимо найти точки взаимодействия с режиссером. Пусть они спорят о видении характера персонажа, но они должны быть единомышленниками в глобальном смысле. В совместном поиске и найдутся те жемчужины, которые потом засияют на театральной сцене. Самое большое удовлетворение – получать удовольствие от совместной работы с режиссером, находить те пусковые механизмы, которые вовлекут в действие и самого зрителя, и даже окажут на него некое растянутое во времени последействие.
- Интересно, а какая из ваших ролей была самой эпатажной?
Ну, конечно, моя роль в постановке Романа Виктюка «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?». Как видите, уже название само по себе довольно эпатажное. В общем, это был первый из трех спектаклей, которые Виктюк поставил в нашем театре (еще две его работы: «Уроки музыки» и «Уроки мастера»). Так вот, в течение всего спектакля я пребывала на сцене в необычном виде: нижнее белье и высоченные каблуки. Для меня это был большой экстрим, поскольку такое случилось в моей сценической жизни в первый раз. По ходу действа, на этих самых каблучищах и в полуобнаженном виде, мне периодически приходилось выполнять то шпагат, то гимнастический мостик, то еще какие-то странные упражнения, как указал во время репетиций режиссер. В общем, после премьеры я долго приходила в себя. Но Виктюк есть Виктюк.
- В какую роль было труднее всего погружаться?
Это была роль в недавнем спектакле, поставленном по повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению». Тема войны, затронутая автором, продолжает быть актуальной и сегодня. Слава Богу, на личном опыте война мне неведома, но генетическая память есть у каждого человека. Каждому знакома и боль разлуки, и горечь потерь. Погружаясь в характер героини, живущей в военное время, я отдавала себе отчет, что боюсь этой боли, не хочу этой доли, понимала, насколько это страшно и горько, жить во время войны.
- Назовите, пожалуйста, ваших любимых писателей.
Я перечитала практически всего Бунина. Мне очень нравятся его рассказы из сборника «Темные аллеи». Чехов тоже один из моих любимых авторов. Когда я читаю прозу, я ощущаю ритм текста, его мелодию, его вкус. Я растворяюсь в мыслях автора. Я скольжу по волнам его чувств и поднимаюсь на гребнях ярких эмоций, которые меня уводят далеко от реальности, рождают в уме много новых картин. Без сомнения, в коллекцию моих любимых произведений входят «Белые ночи» и «Идиот» Достоевского, которого я считаю больше философом, чем писателем. А что касается поэзии, я преклоняюсь перед ней. Я считаю поэзию сродни музыке.
- А есть ли у вас любимые художники?
Раньше мне нравилась рафинированная красота Итальянского Возрождения, ну, например, картины Боттичелли и Леонардо да Винчи. Но сейчас мне гораздо ближе импрессионисты, меня трогают их необычные впечатления от созерцаемой ими реальности. Я люблю Ренуара, его бесконечное «сфумато» и многослойность красок. Я всегда наслаждаюсь его картинами, в них так много света и воздуха.
- И все-таки, возвращаясь к теме театра, скажите, что для вас главное в актерской профессии?
Главное? Я хочу, чтобы меня поняли. Я считаю свою миссию выполненной, когда зритель в переживаниях моих персонажей узнает себя, свои чувства или открывает что-то новое в себе. Я говорю со сцены словами той или иной роли, но всегда вкладываю в эти слова свою душу, я очень хочу, чтобы зритель проник в самую суть характера моей героини. Ведь в каждом человеке много чего намешано. Никто не живет только в негативе или только в позитиве. И я стараюсь оправдать поведение моих героинь. Мне хочется, чтобы зритель понял причины их нелегкого жизненного выбора. А кто все поймет – тот все простит.
Журнал "Российский литератор" № 33 (2019)
Автор - Вита Пунская
Фото Георгия Ахадова (из архива театра)