В конце пятидесятых, начале шестидесятых годов прошлого века при театре драмы работала студия по подготовке профессиональных артистов, из которой вышли прекрасные, удивительные актеры, в том числе и Маргарита Юрьева.
 
Сегодня у замечательной актрисы, корифея нашего театра Маргариты Михайловны ЮРЬЕВОЙ – юбилейный день рождения. Поздравляем!

Поступив в 1963 году в студию при Горьковском театре драмы и окончив её в 1965-ом, Маргарита Юрьева была зачислена в штат театра – и с того времени ярким бриллиантом блистает на академической сцене.

На актерство Риту Юрьеву благословила народная артистка СССР Антонина Николаевна Самарина, пророчески заметившая после прослушивания в исполнении юного дарования отрывка из «Анны Карениной»: «Внешность-то у вас каренинская, а вот нутро – характерное…».

Маргарита Юрьева сразу начинала заметно и талантливо. Она была ведущей репертуарной актрисой, исполняющей основные роли в спектаклях как раз в то время, когда Нижегородский театр драмы особенно отличался своей высокопрофессиональной труппой, слаженным и ярким актерским ансамблем, замечательными постановками, талантливыми режиссёрами. Именно в это время (в 1968 году) Нижегородскому (Горьковскому) театру драмы было присвоено звание Академического – второму из периферийных театров после Ярославского театра им. Ф.Г. Волкова.

Маргарита Михайловна Юрьева с присущим только ей индивидуальным, парадоксальным актерским почерком сыграла десятки ролей в спектаклях по великой русской и зарубежной классической драматургии. В её актерском арсенале – образы в пьесах А.Н. Островского (незабываемая, вызывающая гомерический смех и сострадание Белотелова в «Похождениях Бальзаминова», льстивая Улита в «Лесе», несчастная сумасшедшая Барыня в «Грозе»), В. Шекспира (нелепая и смешная Переспела в пьесе «Мера за меру»), Э. Ростана (изысканная, ироничная Лиза в «Сирано де Бержераке»). В комедии «Похождения Бальзаминова» (постановка С. Лермана) Маргарита Михайловна играла не только Белотелову, но и Клеопатру Ничкину. Какие это были разные купчихи, с одинаковым восторгом принимаемые зрителем!

Маргарита Юрьева – талантливейшая характерная актриса. Её природный юмор, органику, широту русской души, выразительную характерность всегда ценили и продолжают ценить режиссеры и партнеры по спектаклям. Она любит и умеет быть разной, неожиданной на сцене, ей близка острая характерность, склонность к иронии, гротеску, даже эксцентрике, любовь к острому слову. Неслучайно в коллективе и в шутку и всерьез Маргариту Михайловну величают «наша Раневская».

В современных пьесах российских и зарубежных драматургов талант актрисы всегда проявлялся остро, порой блистательно-шаржированно, не оставляя в зале равнодушных. Зрителям памятны многие работы актрисы в спектаклях «Энергичные люди» и «Брат мой» по пьесам В. Шукшина, в постановках «Как важно быть серьезным» О. Уайльда, «Вы чьё, старичьё?..» Б. Васильева, «Три товарища» Э. Ремарка, «Трамвай «Желание»» и «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса, «Дон Хуан» Г. Фигейреду.

Всё это – настоящая высокая литература, в работу над которой актрису приглашали замечательные режиссёры М. Гершт и Е. Табачников, С. Лерман и В. Богомазов. Маргарита Михайловна Юрьева выходила на сцену с Н.А. Левкоевым и А.Н. Собольщиковой-Самариной, с В.Я. Самойловым и В.Я. Дворжецким.

Ей довелось играть на родной сцене с Е.А. Евстигнеевым в спектакле «Сталевары», когда Евгения Александровича попросили помочь нижегородскому театру в связи с болезнью артиста театра драмы (Е. Евстигнеев играл во МХАТе ту же роль в «Сталеварах»). После спектакля Е.А. Евстигнеев отметил, что «у Риты Юрьевой пусть эпизод, но она лучше нашей мхатовской артистки играет».

Необыкновенно яркий талант актрисы высоко ценит известный режиссер Роман Виктюк, пригласивший её в своё время на роль Грани в постановке по пьесе Л. Петрушевской «Уроки музыки» на сцене театра драмы. Роман Виктюк на сдаче спектакля художественному совету на вопрос, кто ему больше всех из актеров понравился в работе над спектаклем, ответил: Маргарита Юрьева. Он также сказал, что «Юрьева из тех актеров-бессребреников, из которых можно лепить что угодно».

Большой творческой удачей актрисы стала сыгранная ею роль Генеральши Епанчиной в спектакле «Настасья Филипповна» по Ф.М. Достоевскому. С этим спектаклем театр с триумфом гастролировал в Москве, где актриса удостоилась особенного внимания столичной публики.

За последние годы актрисой созданы самые разные, яркие и психологически безукоризненные, смешные и трогательные, узнаваемые и запоминающиеся женские характеры. Невозможно не восхищаться «юрьевскими» Сиделкой («Весельчаки») и Прасковьей («Похищение Сабинянинова»), Беллой («Вышел ангел из тумана») и Войницкой («Дядя Ваня»), незабвенной Кастеляншей из комедии «Клинический случай».

Работы на сцене Маргариты Юрьевой всегда покоряли и продолжают покорять зрителей. В недавней премьере театра «Великий забытый» актриса потрясающе сыграла мать одного из героев пьесы: в «юрьевском» точном, глубоком и проникновенном и в то же время тонко-ироничном исполнении возникает живой человек, со своей судьбой, своим характером, где мы всё понимаем, откликаемся всем сердцем и сопереживаем. Образ простой, великий и трагический…

Великолепное мастерство и артистическая индивидуальность Маргариты Михайловны Юрьевой определяют творческое лицо Академического театра драмы, его уровень и уникальность.

Дорогая Маргарита Михайловна! Коллектив театра любит Вас, гордится и восхищается Вашим большим актерским талантом, прекрасным чувством юмора и неиссякаемым вдохновением. От всей души поздравляем Вас с юбилеем, желаем Вам доброго здоровья, внимания и тепла окружающих, новых интересных ролей, запоминающихся хороших событий, творческих и личных успехов. Оставайтесь такой же красивой, необыкновенно интересной и с огоньком в глазах! Пусть любовь, признание и постоянный интерес к жизни и искусству всегда остаются спутниками Вашей жизни. 
 
 
 
   
Версия для слабовидящих