1353 Demurov Сегодня мы поздравляем с юбилейным днем рождения артиста, который действительно не нуждается в представлении, потому что его знают и любят все, Георгия Сергеевича ДЕМУРОВА.

Любые определения вроде «талантливый», «необыкновенный», «редкий» в применении к этому человеку кажутся недостаточными: он настолько особенный, настолько настоящий Артист, Мужчина и Рыцарь, что это ощущаешь с первых мгновений общения с ним, с первого взгляда на Георгия Сергеевича Демурова. Когда Георгий Сергеевич появляется в театре, то всё вокруг оживает, освещается, приобретает смысл и особую театральную ауру. В театр приходит его неотъемлемая часть, его Артист. И добрый, светлый, с прекрасным чувством юмора, с лукавинкой и глубинной мудростью Человек. Он обязательно одарит вниманием каждого, пошутит, найдет нужные слова и для коллег-артистов, и для всех сотрудников, ибо театр для него – это прежде всего люди. Для него не существует в театре мелочей, истина и талант – в деталях…

С днем рождения, дорогой Георгий Сергеевич, с юбилеем!

Театральный критик Александр Пашков называл Георгия Демурова артистом, который дарит праздник истинного искусства: «…он чувствует игру, он наполнен ею как музыкой... Он заразительный и талантливый актер».

Музыка и театр присутствовали в его жизни всегда, «с младых ногтей». Родился Георгий Демуров в Тбилиси в интеллигентной семье. В доме родителей, в гостиной, основное место занимал рояль: в семье часто музицировали, звучала прекрасная музыка. Своеобразную «прививку любви к театральному искусству» он тоже получил в детстве: многие родственники Георгия Демурова работали в театре, где он нередко «пропадал», успевая одновременно заниматься в музыкальной школе, в секции штанги и бокса и в театральной студии.

Впервые на профессиональную сцену (на сцену знаменитого Тбилисского академического русского драматического театра им. А.С. Грибоедова) Георгий Демуров вышел в 17 лет в образе Апреля в спектакле «Двенадцать месяцев». На обсуждении премьеры худо­жественный руководитель коллектива сказал: «Парня надо срочно переводить в труппу – он уже артист». И его взяли в штат. Два года проработав в Тбилисском Грибоедовском театре, в 1961 году он приехал в Горький (Нижний Новгород) и поступил в Горьковское театральное училище на курс Е.Д. Табачникова.

«Хорошо помню, как в далёкой моей молодости на одном из занятий в Горьковском театральном училище, где я после университета преподавала, появился красавец - студент из Грузии, уже снявшийся в модном фильме, и сразу же стал лидером, заводилой, центром притяжения не только девочек, вообще всех, – вспоминает известный театровед и театральный критик, московский литератор и профессор Анна Кузнецова. – Что станет большим актёром, уже тогда было понятно».

Как становятся большими артистами? Вопрос риторический... Талант – да, харизма, множество других составляющих, но ещё, наверное, одержимость, безоглядность и… каждодневный труд. Георгий Демуров с юности уразумел, что актер – это тяже­лый труд, в том числе и физический. Для поддержания актерской формы он обязательно занимался если не спортом, то физкультурой, не давая своему телу выйти из-под контроля. Он и сегодня подтянут, строен, легок и красив. Впрочем, внешняя форма должна ведь уравновешиваться внутренней – и здесь у Георгия Демурова полная гармония. Образованный человек высокой культуры, он всю жизнь много читает, стремится быть в курсе всего нового в искусстве. Георгий Демуров, с каким бы режиссёром он ни работал и какую бы роль ни готовил, непременно стремится докопаться до самой сути, во всё проникнуть, всё постичь до мелочей. Впрочем, мелочей же для него не существует: в любом образе всё отточено и выверено до мельчайших деталей. А на сцене – необыкновенная свобода, легкость, удивительный, заразительный кураж, блистательная ирония и самоирония, глубины непостижимые…

За большие творческие достижения Георгию Демурову в 1983 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист России, в 1996-м – почетное звание «Народный артист России».

Анна Кузнецова назвала Георгия Демурова «живым хранителем традиций в Нижнем Новгороде». «Талантливый, темпераментный, придя в театр драмы, он сразу же сыграл Петруччио, Герострата и на многие годы занял положение молодого героя. С ним любила партнерствовать на сцене Антонина Николаевна Самарина, вечная женщина на все времена… Из-за Демурова однажды поссорились два «коренника» труппы, в 60-е годы была такая практика: молодой актер выбирал себе из мастеров наставника, и он предпочел не Самойлова, а Дворжецкого. Самойлов хоть и ненадолго, но обиделся. Что не помешало им «на всю оставшуюся» быть не только партнерами, но и друзьями».

Любовь зрителей к прекрасному артисту, возникшая с первых его работ на нижегородской сцене, с каждой новой ролью росла в геометрической прогрессии. Выход Георгия Демурова в любом спектакле – это всегда восторг публики, всегда аплодисменты, всегда необыкновенная тишина, «замирание зала» или взрыв смеха.

Ректор РГИСИ (ГИТИСа), театральный критик и театровед Григорий Заславский одну из сыгранных Георгием Демуровым сцен в спектакле «Дядя Ваня» (роль профессора Серебрякова), неоднократно прерываемую смехом и аплодисментами зрителей, назвал «реваншем великой русской провинциальной актерской школы, ее ответом на бессмысленные режиссерские фантазии, в которых не раз терял смысл чеховский текст».

Зрители и критики с теплыми, восторженными чувствами вспоминают многие сценические образы (многогранные, ярчайшие, «штучные»), созданные уникальным талантом Георгия Демурова: мистического, непостижимого Воланда из «Мастера и Маргариты» по М. Булгакову, обольстительного «мачо» Крутицкого из комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», аристократичного князя Валковского из «Петербургского романа» по Ф. Достоевскому, харизматичного, утонченно-эгоистичного Прохора Железнова из «Вассы» М. Горького.

Горьковские образы – особая триумфальная страница в творчестве актера. На счету Георгия Демурова немало самых разных, сложносочиненных горьковских персонажей, которые актер сыграл с присущим ему эмоциональным напором, точно выявляя в каждом образе самобытный характер. Это и Михаил Скроботов во «Врагах», и «с вымученным, надтреснутым хамством» Александр в «Последних», и «человек большого вну­треннего темперамента, наступательности» Илья Лунёв в спектакле «Трое», и «умный, дерзкий «разбойник» Егор Булочов в постановке «Егор Булы­чов и другие», и философ-лесничий Му­ратов в «Зыковых», и оборотень Стогов в «Фальшивой монете».

Ещё одной особой страницей в судьбе Георгия Сергеевича можно назвать его художественное руководство театром с 2004 по 2013 год. Тогда был взят курс на создание театра-лаборатории: стал более богатым и разнообразным репертуар и представлены разные режиссёрские стили и имена – А. Иванов,

В. Портнов, В. Саркисов, Р. Самгин, Б. Голубицкий, А. Кладько, А. Оффенгейм, Г. Лифанов, А. Песегов, К. Нерсисян, М. Абрамов, А. Огарёв. Под руководством народного артиста России Георгия Сергеевича Демурова Нижегородский академический театр драмы становится безусловным лидером театральной жизни Нижнего Новгорода и занимает подобающее место на театральной карте России.

Вся жизнь – в театре, вся жизнь – для театра. Народный артист России Георгий Демуров вот уже 55 лет выходит на сцену и дарит нижегородцам праздник. Кра­сивый, самобытный, ироничный, он убежден, что им всегда и во всем движет любовь: «Я только тогда приго­ден на что-то, когда люблю».

Позволим себе процитировать ещё несколько высказываний любимого артиста.

Из бесед Г.С. Демурова с нижегородскими журналистами:

– В нашей профессии не может быть душевной лености. Нужно всё время что-то открывать, постигать, поражаться. И каждый раз заново. Нет во мне чего-то такого устоявшегося. Во всём всегда сомневаюсь, меня легко сбить с толку. Я верю людям.

– Я никогда не был озабочен тем, что что-то не удалось сыграть, дали не то. Судьба была очень щедра в этом плане.

– Мне все роли нравятся. Я солдат. Есть роль, и я ее должен сделать, постараться не повториться, сделать так, чтобы это было интересно.

– Никогда не чувствовал на себе заботу власть предержащих. Никогда никуда не приглашался, а если и приглашался, то, мотивируя нехваткой времени, отказывался. Не умею исполнить чечетку, рассказать стишок, дабы усладить ухо. Вечером на спектакль добро пожаловать любой.

– Когда театр переполнен, то эта публика и есть та публика, которая мне нравится. На сегодняшний день публика больше стала ходить в театр на предмет развлечься… Я в меру возможного стараюсь не идти на поводу у публики, особенно в комедии. Борюсь с этим. Если они начинают шибко реагировать на тот или иной смешной трюк, то я стараюсь не очень поддаваться. Хотя это спорно. Всегда приятна такая живая реакция.

– Главное – любить, не ожесточаться…

Дорогой Георгий Сергеевич! Коллектив театра от всей души поздравляет Вас с юбилейным днем рождения! Вы прекрасны, любимы коллегами, зрителями, журналистами и критиками! Многочисленные поклонники Вашего безграничного актерского таланта всегда с радостью, в предвкушении настоящего эстетического наслаждения ждут встречи с Вашими несравненными сценическими образами. Желаем Вам и дальше радовать всех нас своим прекрасным творчеством, «штучным» мастерством. Вы удивительный, интеллигентный, добрый и мудрый человек и великий Артист. От всего сердца желаем Вам и Вашей театральной семье крепкого здоровья, долгих лет жизни, разнообразных радостей и только хороших новостей. Пусть процветают дети и внуки, пусть в Вашем ближнем кругу всегда царят Вера, Надежда и Любовь!

 

 

Версия для слабовидящих