Завтра, 25 ноября, Нижегородский государственный академический театр драмы представит очередную премьеру — уже третью в новом сезоне! — семейную драму «Васса» по пьесе «Васса Железнова» нашего земляка Максима Горького. Премьерные спектакли также состоятся 3, 4 и 17 декабря.
Творческие искания театра драмы во многом связаны с драматургией Максима Горького. Начиная с 1901 года — первой горьковской постановки «Фома Гордеев и Маякин» — на сцене нижегородского театра были поставлены все пьесы и инсценировки отдельных произведений прозы писателя. Традиции театра так или иначе складывались под прямым воздействием драматургии писателя, чье имя он носит.
Пьеса Горького «Васса Железнова» повествует о героине сложной судьбы — владелице пароходной компании, о распаде большой семьи. В конце августа — начале сентября 1910 года Максим Горький отправил одному из редакторов журнала «Современник» заметку об этом произведении: «Написал пьесу о матери» (из архива М. Горького). Пьеса была впервые напечатана в «Сборнике товарищества “Знание” за 1910 год» с подзаголовком «Сцены». Одновременно она вышла отдельной книгой с подзаголовками «Мать», «Сцены» в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине, но без указания года издания. Первый вариант пьесы «Васса Железнова» был включен во все собрания сочинений Максима Горького. Кстати, прототипом главной героини пьесы по легенде стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина (этот дом сохранился в перестроенном виде на улице Ильинской). В 1911 году автор получил за пьесу Грибоедовскую премию. Впервые она была поставлена в Новом драматическом театре Санкт-Петербурга в октябре 1910 года. В Нижегородском драматическом театре пьеса была поставлена в период последней антрепризы Ивана Алексеевича Ростовцева в октябре 1917 года. В роли Вассы Железновой выступила Мария Эмская — концертная певица начала ХХ века (сопрано), чей репертуар был весьма обширен — от оперных арий до цыганских романсов.
После 1933 года Максим Горький отредактировал пьесу, а в 1935-м написал ее второй вариант, где обострил тему классовой борьбы, — и пьеса превратилась из семейной драмы в политическую. Идейным конфликтом пьесы стало столкновение капиталистки, владелицы пароходов Вассы с революционеркой Рашелью, женой сына Вассы, носящей «говорящую» фамилию Железнова. Эта пьеса была поставлена во многих театрах страны. Заглавную роль исполнила выдающаяся актриса Фаина Раневская. Эта одна из крупнейших ее театральных ролей была сыграна в театре Красной армии в 1936 году. Впрочем, это была и самая первая театральная постановка пьесы. В советское время пьеса «Васса Железнова» во втором варианте была в репертуаре большинства академических театров. Также роль Вассы прославили Вера Пашенная, Серафима Бирман, Татьяна Доронина, Светлана Крючкова и другие. В этом году (23 марта) премьера спектакля «Васса Железнова» режиссера Льва Эренбурга состоялась в МХТ имени Чехова. В роли Вассы выступила Марина Голуб.

По пьесе было снято несколько фильмов, в том числе и зарубежных. В 1953 году пьеса была экранизирована Леонидом Луковым. В фильме снялись звезды советского кино Михаил Жаров и Вера Пашенная. В 1983 году Глеб Панфилов снял фильм «Васса» с Инной Чуриковой в главной роли. Кстати, маленького Колю в этой экранизации сыграл сын Чуриковой и Панфилова Иван. Мини-телесериал был создан кинематографистами ФРГ в 1963 году. Фильм назывался Wassa Schelesnowa («Васса Железнова»), в главной роли снялась знаменитая немецкая актриса Тереза Гизе. В 1972 году французским телевидением был показан одноименный мини-сериал по пьесе Горького режиссера Пьера Баделя. В роли Вассы — Рози Варт.
На сцене нижегородского театра «Васса Железнова» впервые была поставлена в 1917 году (первый вариант, созданный Максимом Горьким в 1910 году). А в 2010-м, спустя почти век, вновь обратившись к одной из самых известных пьес драматурга, минский режиссер Модест Абрамов, народный артист Республики Северная Осетия — Алания, предлагает по-новому взглянуть на судьбу горьковской героини в пьесе «Васса» с подзаголовком «Сцены из семейной жизни».
— Конечно, я понимаю, что это большая ответственность — ставить Горького на его родине, — признается Модест Модестович. — Это не кассовый спектакль. У меня есть желание «очеховить» Горького. В Белоруссии не ставят Горького, Чехова, считаю, очень зря, ведь классика бессмертна. Я первый поставил там «Вассу». Теперь ставлю в нижегородском драматическом. Работа над этим спектаклем длилась два месяца, и по ходу репетиций постоянно привносится что-то новое, ведь это живое дело, живой спектакль. Все проходит через актера, в центре всегда артист, а цель — найти современную интонация, ключ. А работать надо не для зрителя, а ради зрителя!
По поводу оформления сцены, которым в театре занят художник-постановщик спектакля Борис Шлямин, режиссер заметил:
— Мы пошли по пути образности…
И в завершение хочется привести слова заслуженной артистки страны Тамары Кирилловой, исполняющей роль Вассы, которая, мудро не опережая событий, серьезно отметила:
— Мое видение пьесы вы сможете увидеть в самом спектакле.
Так что судить зрителям, как всегда заинтригованным…
Ирина Белова
Фото из архива театра Георгия Ахадова

"День города. Нижний Новгород"   92 (514) от 24-30 ноября 2010 г.
 

Версия для слабовидящих