Театральный разъезд
Жаркий летний день. Неумолчно поют птицы. На сцене Нижегородского театра драмы­®¯°± премьера сезона - тургеневский «Нахлебник в постановке Бориса Голубицкого. Первое, что поражает зрителей, - великолепные декорации художника Б. Голодницкого.
И покатилось действие, покатилось легко, весело, ничем не предвещая драмы. Великолепная музыка несколько в пародийном русском народном духе. Челядь при барской усадьбе с радостными песнями встречает коллежского советника, нового хозяина Павла Елецкого (арт. Юрий Котов) с молодой женой Ольгой Елецкой, урожденной Кориной (арт. Людмила Штепанова).
Пока беспечно, хотя и безрадостно проводит дни Василий Семенович Кузовкин (он и есть нахлебник). Кто же такой нахлебник? В царские годы их было при барских домах-усадьбах хоть пруд пруди. Вспомните Фому Фомича Достоевского. Если обратиться к энциклопедии - «тот, кто почти бесплатно получает стол, помещение и кровать в чужой семье.
Кузовкина, достоверно выжимая женскую слезу у зрителя, играет Валерий Никитин. Это одинокий, обиженный всеми человек, которого в спектакле, грубо и жестоко спаивая, унижают и оскорбляют.
Под конец первого акта от отчаяния и из мести он выплескивает свою тайну, сообщая всем, что Ольга, молодая хозяйка дома, его дочь.
Пьеса стоит на трех китах - это Елецкий, молодой хозяин, Кузовкин, обнищавший дворянин-нахлебник (шут) и главный унижающий, Флегон Тропачев, сосед Елецких (большая сволочь). Остальные действующие лица являются малым придатком к спектаклю,а точнее, колоритным фоном. Это казачок, лакеи, горничные, управитель, дворецкий, кастелянша и прочие.
Безо всяких обиняков с первой же сцены становится ясно, что спектакль «Нахлебникℜ - явная удача театра и режиссера Бориса Голубицкого.
Если говорить об актерских удачах, то превосходная работа Юрия Котова покоряет филигранной техникой. Его энергия роли связана с чувством, не поддающимся точному научному обоснованию. Он услыхал некую подспудную музыку тургеневского текста. Характер его героя меняется: то он, обезумев, бросается на подлеца Тропачева и на Кузовкина, то нутро его просветляется, то он благородный цесаревич.
Анатолий Фирстов в роли Тропачева, ерничая, издевается над измученным нахлебником, но ни капельки не переигрывает, хотя в этой роли можно было выпендриться в такого омерзительного фашиста, что дух бы захватило.
Исполнитель главной роли Кузовкина Валерий Никитин выходит на самый высокий уровень творческих взаимоотношений. Актер точно уловил психологию маленького униженного человека.
Идея ставить «Нахлебникаℜ, вероятно, выпорхнула не сразу, но получилось так, что многое в пьесе Тургенева созвучно нашей теперешней жизни.
Не вызывает сомнения, что широкая публика будет с наслаждением смотреть этот спектакль.
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.
Фото Георгия АХАДОВА.


Газета Рекламный вестник

Версия для слабовидящих