«Повесть имеет силу и долговечность, только если мы чувствуем в ней правду – и правду о нас самих» — говорит один из героев романа Джона Стейнбека «К востоку от Эдема». И стоит признать, что эта истина всегда находит подтверждение. И даже самые старые истории, написанные, казалось бы, совершенно другими людьми, рассказывают о нас сегодняшних. Еще можно добавить, что history always repeats itself, и этот закон жизни позволяет существовать некоторым историям очень долго, если они, конечно, изначально были правдивыми.

Вот и спектакль «Опискин» получился правдивым, и поставлен он по правдивой повести Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Стоит еще раз отметить, что спектакль, поставленный на основе чего-либо – есть отдельное произведение, взгляд режиссера. И «Опискин» вобрал в себя самое важное, то, из чего складывается тема тирании, перманентного и в некотором смысле подсознательного желания людей быть подверженными этой самой тирании.

Спектакль "Опискин"

Кадр со спектакля «Опискин»

Действие строится вокруг отношений между двумя героями: Опискиным и Ростаневым.  Фома Фомич Опискин – приживала, бывший в Степанчиково на правах шута, но сумевший подчинить своему влиянию большинство жителей поместья. Он вне всяких сомнений весьма талантливый манипулятор. И второй герой, Егор Ильич Ростанев — полковник в отставке и хозяин поместья, добрейший и совестливый человек, на первое место ставящий всеобщее счастье и мир в доме. Человек очень приятный, но отчего-то постоянно неуверенный в собственной позиции. Склонный к самообвинению Ростанев никак не может решиться четко и ясно принять решение: выгнать или же нет наглеца и нахлебника Опискина, за которого и маменька Ростанева, и все прочие стоят горой.

Насколько реалистичны герои произведения Ф.М. Достоевского, пусть каждый судит сам, прочитав при желании повесть в качестве факультативной умственно-душевной нагрузки. Но вот герои спектакля вполне настоящие. И трудно в этом сомневаться, когда Ростанев, пытаясь осмыслить очередной проступок «святейшего» Опискина, реагирует единственным возможным для него образом: «Не может быть он таким подлецом…» — говорит тот – «А чему же тогда верить на свете?» А? Каково? А вы говорите, что в театре про реальных людей «не показывают».

Кадр со спектакля «Опискин»

Действительно хороший фильм, книга или опять же спектакль – это всегда возможность чему-то да научиться. Не упускайте такую возможность и сходите на «Опискина». К тому же, и режиссер-постановщик, и художник по костюмам, и сценограф поработали на «ура», создав в итоге весьма интересное зрелище. Действие происходит на фоне декораций бани, а главная составляющая женских костюмов – кринолин. Сочетание в новинку и, сливаясь в одно, каждая деталь играет совершенно иначе, не так как мы привыкли видеть, и совсем не так как мы ожидали.

Спектакль оценила и описала Людмила Вожакова

Версия для слабовидящих