За неделю до торжественного открытия VII Горьковского театрального фестиваля его хозяин — Нижегородский драматический театр — представил очередную премьеру, ставшую предметом дискуссии как зрителей, так и критиков. Новый спектакль по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I» представила московский режиссер Елена Невежина. В центре постановки — три последних дня из жизни российского императора Павла I, чей образ на сцене воплотил актер Евгений Зерин.

Евгений, как вы узнали о том, что по распределению ролей вам досталась главная — Павел I?

Предложение оказалось крайне неожиданным для меня, причем времени на подготовку оставалось не так много. Пришлось вспомнить студенческие годы, когда готовился к экзаменам в экстремально сжатые сроки. Однако от таких ролей, несмотря на все предстоящие сложности, конечно, не отказываются. Я, как и все актеры, проходил пробы, правда, с режиссером Еленой Невежиной у нас получились не столько пробы, сколько игровой тренинг, по условиям которого мы рассказывали друг другу в парах веселую историю из жизни, а потом каждый пересказывал только что услышанное.

Какие впечатления у вас остались от работы с московскими режиссерами Еленой Невежиной и Расой Торнау?

У наших постановщиков получилось создать совершенно удивительную рабочую атмосферу во время репетиций. В творческий процесс включились абсолютно все сотрудники театра. Даже после команды «Стоп. Репетиция окончена» каждый из нас продолжал работать над спектаклем. При этом с Еленой Александровной и Расой мы чувствовали себя очень легко. Они ни разу не повысили на нас голос, хотя иногда это было просто необходимо, особенно когда дело касается массовых сцен. Пока режиссеры с ювелирной скрупулезностью оттачивали диалог с двумя актерами, остальные должны были играть оценку и, естественно, начинали скучать. Сергею Блохину приходилось даже подходить к ней и говорить: «Елена Александровна, пора гаркнуть!» На что она ему отвечала: «А вы думаете, это выход?»

Можно ли говорить о том, что играть известную историческую личность, императора — это повышенная ответственность?

Я считаю, что нужно просто хорошо относиться к своей работе. Получается, что Павла I я буду играть с ответственностью, а другую роль — нет? Несмотря на то что Павел I — известная историческая личность, эта роль оставляет достаточное пространство для импровизации. В первом акте мы даже позволили себе небольшую пародию на известного тирана недавнего прошлого, думаю, зрители догадаются. Это получилось не специально, но характерные жесты сами собой просочились в образ. Кроме того, режиссеры поставили конкретную задачу — не играть императора, поэтому Павел I в первую очередь — обычный человек, который волею судьбы вынужден нести бремя власти.

То есть для вас он «бедный Павел» и «Павлуша», как называют его на протяжении спектакля?


Он большой ребенок, человек с мощной игровой природой. Его трагедия только в том, что он император. Да, для меня он «бедный Павел», недолюбленный сын, которого, несмотря на сложную судьбу, переполняет искренняя чистая любовь, которую он в себе не может уместить. Я как исполнитель ему очень сочувствую.

Павел I за время спектакля предстает в нескольких образах: от императора до жертвы. Насколько эмоционально сложно было играть такие переходы?

В этом спектакле нет полумер, нет середины, все на грани. При этом работа мне давалась легко, и, кажется, в этом нет моей заслуги, поскольку «Павел I» — целиком и полностью режиссерский спектакль. Актеры подобны пластилину, но кто-то чуть жестче, кто-то чуть мягче. Я, видимо, чуть мягче. Для артиста такая роль — подарок, потому что дает возможность сыграть сразу несколько состояний и раскрыть себя с разных сторон.

Драматургия эпохи Максима Горького сейчас звучит особенно актуально. Насколько спектакль «Павел I» злободневен?

Да, нам часто задают такой вопрос, намекая на современную политическую ситуацию в нашей стране и мире. Могу сказать честно, что специально над злободневностью мы не работали, но если она проступила в этом спектакле, так тому и быть. Каждый герой стоит перед тяжелейшим выбором, поэтому зритель обязательно узнает в персонажах самого себя в самые тяжелые моменты жизни.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Андрей Абрамов.

Версия для слабовидящих