Сезон премьер в Нижегородском академическом театре драмы открылся спектаклем «Павел I» по пьесе одного из основателей русского символизма Дмитрия Мережковского. С первого показа постановка московских режиссеров – Елены Невежиной и Расы Торнау – буквально взорвала культурное пространство Нижнего Новгорода и вызвала массу откликов. Сами актеры признаются: спектакль стал новой ступенью и в их профессиональном опыте, и в жизни театра.

Санкт-Петербург, 1801-й год, до убийства императора Павла Первого остается три дня. Мрачный колорит декораций, гнетущая атмосфера, с самой первой мизансцены не покидает ощущение: вот-вот что-то произойдет. Перед глазами зрителя открывается плац, где солдат держат в постоянном страхе и замучивают бесконечной муштрой.

Сам император предстает фигурой сложной и противоречивой – то высокомерным солдафоном, в бешеной ярости отправляющим за малейшую провинность в ссылку в Сибирь и отдающим приказы забивать солдат розгами и плетями до смерти, то искренне любящим и страдающим, то по-детски непосредственным и желающим «сделать всех счастливыми». Удивительно, как в одном человеке переплетаются столь разные грани характера. Таким неоднозначным и противоречивым мы видим образ Павла.

Сыграть столь многоплановую роль – большая актерская удача, и Евгений Зерин прекрасно справился с этой задачей. Главная роль в спектакле «Павел I» для Евгения большая серьезная работа в театре, где он раскрылся как актер с богатой палитрой, способный с предельной точностью и без лишнего пафоса передать сиюминутные состояния души.

Превосходен граф Пален (Заслуженный артист России Сергей Блохин), предстающий в пьесе неким серым кардиналом, вершителем истории и судеб. И в то же время фигурой трагической, совершающий заговор не по злобе, а во имя будущего России.

Тема душевных метаний героев принципиальна для режиссера и составляет зерно спектакля, придавая драме психологический оттенок. Невежиной важно сконцентрироваться в пьесе не столько на исторических перипетиях, сколько на изучении метафизики чувств героев, их поступков. Что выбрать – стать отцеубийцей и спасти родину от волюнтаристских решений самодержца или сохранить свою честь, моральные принципы, нравственность? Этот выбор мучительный и невозможный, когда по-грибоедовски ум с сердцем не в ладу. Но одна из чаш весов обязательно должна перевесить, и осознание этой закономерности раздирает душу престолонаследника Александра (Иван Бычков).

Белое и черное, жизнь и смерть, жестокость и сострадание – всё на контрасте и одновременно сплетено в единый клубок. Такое пограничное восприятие находит отражение в сценографии спектакля, выполненной Дмитрием Разумовым (г. Москва). Историю Павла I художник-постановщик рассказывает языком света и тени, по кусочкам создавая мистическую атмосферу. Черно-белый шлагбаум (небесные врата), нависший над сценой, темные фраки мужчин и белые платья фрейлин, которые в сочетании с нарочито выбеленными лицами создают ощущение не то очищения и невесомости, не то служат символом савана. Таинственно и зловеще выглядят черные пустые плащи, выстроенные по периметру сцены, в которых угадывается образ темных сил, окружающих фигуру Павла.

Символичен оказывается и сам Михайловский замок, где происходят трагические события, вернее его миниатюрная копия, размещенная в середине сцены. Подсвеченный изнутри, макет служит одновременно и ложем, и местом, где в итоге свершается жертвоприношение. К слову, собственно убийство императора в отличие от пьесы не показывается. Всё отображает яркий сценический ход, когда Павел в белой длинной рубашке встает на макет замка, а вокруг него как коршуны смыкаются черные фигуры.

В постановке вообще очень много символов, запахов, смыслов, заставляя зрительный зал на протяжении всего спектакля проводить большую внутреннюю работу. Символизм во всем – в художественном прочтении сцен, декорациях и даже монотонном и гипнотическом ритме «Болеро» Равеля - лейтмотива спектакля. Наверное, во многом в таких смелых и эффектных решениях и есть сила постановки и ее особое звучание.

Несомненно, в репертуаре Нижегородского драматического театра, да и не только, спектакль выделяется своим стилем и стоит неким особняком. Это отметило и жюри VII Российского театрального фестиваля им. М.А. Горького. По итогам конкурса спектакль «Павел I» был удостоен премии им. Е.А. Евстигнеева «Талант».

Елена Горохова

Фото: Георгий Ахадов

, стр. 24

Версия для слабовидящих