shpagi 12Кто и как вооружает исторических героев на сценеshpagi 11

Две премьеры 224-го театрального сезона — народная драма «СМУТА» и «Маленькие трагедии» Пушкина — рассказывают зрителю об истории России и Европы прошлых веков. И не смотря на то, что эти постановки не являются исторической реконструкцией, в обоих спектаклях есть элементы, наглядно представляющих эпоху. Прежде всего, это оружие и воинское обмундирование. И тема эта представляет особый интерес, потому что в Нижегородском театре драмы к историческим атрибутам относятся со всей серьезностью и скрупулезностью.

Например, в народной драме «СМУТА» фигурируют бойцы двух военных формирований — ратников второго ополчения и стрельцов польско-литовского войска. Обмундирование русских воинов и интервентов сильно различалось, в вооружение были сходства. Специально для спектакля воинские атрибуты театр заказывал реконструкторам. В течение месяца мастера трудились над изготовлением кирас, зерцал, клинков и сабель.

Юрий Захаров, мастерская «Нижегородская артель»:shpagi 1
У нас не было задачи реконструировать эпоху, надо было создать читаемый образ времени. Однако при создании лат и оружия мы руководствовались историческими образцами».
 
Так мастера изготовили латы для воинов (15 штук): кирасы для поляков по европейскому образцу 16 века, зерцальные комплекты (латы и нагрудники) — для русских. Зерцало и защитные элементы вокруг него, которые воины надевали поверх кольчуги, были созданы по усредненному образцу того времени.

shpagi 8Сабли во времена второго ополчения были распространены как в польском, так и в русском войске, поэтому мастера вооружили артистов восьмью одинаковыми саблями, созданными также по среднеевропейским аналогам. Полякам изготовили также клинки.

В «Маленьких трагедия» А.С. Пушкина действие происходит в Европе средневековой и времен Ренессанса. Оружие появляется на сцене в двух трагедиях – «Скупой рыцарь» и «Каменный гость». Две шпаги и восемь кинжалов делали те же мастера-реконструкторы.
 
В основу легли образцы испанской шпаги конца 16 – начала 17 вв. Шпаги максимально приближены к историческому образцу: гарда, эфес, гайка, крепеж, хвостовик –аутентичные, а клинок — современный, трехгранный, спортивный. Кинжалы – среднеевропейские, прямые — были распространены в те времена по всей Европе.

Режиссер-постановщик спектакля Искандер Сакаев — кандидат в мастера по спортивной рапире — очень серьезно подошел к созданию боевого антуража на сцене, сам лично проверял шпагу во время репетиций, но относительно боев сказал так: «В спектакле шпаги нам были нужны не для драки, а как знак боя!»

И этот эффект был достигнут! Какой зловещий ритм создают клинки в руках «демонов» за длинным столом в зале Командора, как эффектно падает шпага из рук убитого Дона Карлоса!
 
 
 
Текст: Катерина Золина
Фото: Валерия Авдеева
Версия для слабовидящих