«После окончания школы поехала в гости к сестре в Одессу. Сестра спросила, кем бы я хотела стать, какая профессия мне интересна. Я не задумывалась тогда об этом всерьез. И… Сдала экзамены в Одесское театральное художественно-техническое училище на специальность «Художник по свету». Выбрала это училище по двум причинам: вступительные экзамены в училище начинались раньше, чем в других учебных заведениях, и потому что надо было сдавать математику, которую я знала отлично. У меня не было сомнений, что я поступлю. И поступила. Конечно, уже в процессе учебы эта профессия меня увлекла. Мне стало интересно. Но сам выбор профессии был абсолютно случайным».


Случайным ли? С тех пор Нина Ивановна БЕРКУТОВА – Художник по свету, заведующая электроцехом театра – своей профессии не изменяла. А в профессии она 45 лет! И сегодня – 1 января – у Нины Ивановны ЮБИЛЕЙНЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

Одна попытка «измены» все-таки была. Тогда Нина Ивановна служила в Новосибирском театре «Красный факел» (где, кстати, познакомилась со своим мужем – уникальным артистом нашего театра Юрием Дометьевичем Фильшиным, педагогом, режиссером), и ей предложили поступить в ЛГИТМИК (г. Санкт-Петербург) на административный факультет. Дали целевое направление на учебу в театральном институте. Но семейной паре поступило предложение от Нижегородского театра драмы им. М. Горького. «Изменить» стихии театрального света не удалось. Случайность ли это?

Сейчас на вопрос: «Если бы вернуться на 45 лет назад, вы выбрали бы эту специальность?», - Нина Ивановна, имея огромный театральный профессиональный опыт, зная театр вдоль и поперек, не задумываясь, отвечает: «Конечно!» В случайность уже почти не верится…
Кстати, художников по свету, которые имеют специальное образование, не так много. Особенно в провинциальных театрах. Обучают этой профессии в 2-3 учебных заведениях. Сказать, что нашему театру повезло с таким профессионалом, почти ничего не сказать.

Нина Ивановна в совершенстве владеет электротехникой, светотехникой; кабель, провод, прожектор… ПУЛЬТ. Световой пульт. Не очень благодарное дело сравнивать театральные профессии: безусловно, в каждой своя специфика. Но удивление и восхищение, как наши художники по свету, наши милые улыбчивые женщины разбираются во всем этом сложном процессе – процессе управления сценическим светом, возникнет у каждого, кто хотя бы один раз понаблюдает за их работой. Вопрос: «КАК?», - возникает сразу же. Это можно сравнить с часто задаваемым вопросом к артистам: «Как вы запоминаете такой объем текста?». Профессионалы лишь улыбнутся.

Нина Ивановна улыбается…

- С появлением компьютеров стало гораздо легче, - рассказывает художник по свету. – Надо лишь разобраться в таком количестве кнопок, в компьютерной программе, в том, как все это связано между собой, - снова улыбается Нина Ивановна. – Конечно, это надо понять, изучить, принять. Во время репетиций мы записываем всю световую картину: переходы, светоэффекты и т.д. Если спектакли сложные – по световой партитуре, можно сделать несколько фотографий во время репетиций. Ну, а дальше перед каждым спектаклем все это настроить, проверить, воспроизвести. Конечно, это целая система, которой необходимо просто владеть. Здесь (наверху) находится лишь пульт, а все основное оборудование расположено внизу. В основном, все работает автоматически. Пульт - это не самое сложное в нашей работе… Это интересно. Я помню, когда еще не было компьютеров, вся работа была фактически ручная. Хотя и это тоже интересно. Сейчас ручной работы меньше. Тем не менее, есть световое оборудование, которое перед каждым спектаклем настраиваешь вручную.

О своей профессии, о сценическом свете Нина Ивановна может рассказывать долго.Можно и не заметить, что у самого собеседника горят глаза, и он… увлекается.

Контровое освещение – сверху либо снизу; освещение задника; простреленный свет, когда лучи направлены друг на друга; работа с «сеткой», когда необходимы наружный и внутренний свет. Светодиоды, узконаправленные лучи: если артист находится не в луче, то луча не видно, артист входит в луч, попадает в яркое его освещение…

Согласитесь, мы все понимаем важность света в спектакле. Но на работу художника по свету, на то, каково освещение в спектакле, мы обращаем внимания в самую последнюю очередь. Может быть, так и надо.

- Главное в спектакле – его идея. Режиссерская концепция, - уверена Нина Ивановна. – Мы полностью находимся в подчинении режиссера в этом смысле. Спектакли все разные, и постановка света в каждом спектакле, конечно же, своя. Есть любопытные спектакли с точки зрения света. Например, спектакль «Саломея» (режиссер Искандер Сакаев). Он весь состоит из световых переходов. Причем все они кардинально отличаются друг от друга, потому что специфика данного спектакля не позволяет и нам идти «бытовым» путем: резкие перемены в сюжете, в движении артистов, в музыкальном темпе. И световое освещение необычное.

И так можно слушать Нину Ивановну бесконечно. О каждом спектакле. Как тут не увлечься? Нина Ивановна с таким же азартом может рассказывать о новинках, которые появляются в световом освещении, о том, как вообще развивается театральные световые технологии. Нина Ивановна читает всю новую литературу, у нее оформлена подписка на специализированные лекции, новинки, много интересного находит в интернете. Как не увлечься?! А по-настоящему увлечь может только человек, влюбленный в свою профессию. Так, о каких случайностях мы говорим?!

- Когда спектакль выпущен, он уже идет как паровоз по рельсам. Необходимо лишь внимание. Новый спектакль – это всегда новый интерес, тут же появляется азарт.
Уже совершенно очевидно, что «встреча» Нины Ивановны с профессией абсолютна закономерна. Иначе быть не могло. Профессия – художник по свету – это и наука (причем, достаточно точная), и творчество. А Нина Ивановна удивительным образом сочетает в себе «физика и лирика». Хотя почему удивительным?

Может быть, поэтому Нина Ивановна по окончанию школы и не задумывалась всерьез о профессии, чувствуя в себе тягу и к точным наукам, и к творчеству, к профессии, в которой можно проявить и фантазию. И судьба свела Нину Ивановну с театром.
«Я счастливый человек!», - говорит Нина Ивановна. А если что-то и случается в жизни, все остается за пределами театра.

Да, Нина Ивановна Беркутова – прекрасный рассказчик, обладающий своеобразным чувством юмора. Сколько историй и баек она знает о театре! Наизусть спектакли знают звуковики и световики, говорит Нина Ивановна. Так что театральных историй у Нины Ивановны много, и всегда к месту. И рассказывает она их по-доброму и с любовью, но так смешно: хохочут все!

Кстати, свою тягу к администрированию, к организации Нина Ивановна тоже отчасти реализовала: Нина Ивановна является председателем профкома в театре. Председателем заботливым, внимательным, добрым и строгим.
Вот такой у нас дирижер по свету и председатель профкома! СВЕТЛЫЙ!

С юбилеем вас, Нина Ивановна! Спасибо вам за верность и преданность театру (к 35-летию творческой деятельности Нина Ивановна Беркутова была награждена нагрудным театральным знаком с таким названием)! Спасибо вам за профессионализм! За ваши любознательность, жизнелюбие и азарт, которыми вы заряжаете всех вокруг! Вдохновения вам, душевной гармонии и счастья! И пусть в вашей жизни всегда будет много-много СВЕТА, а затемнение появляется лишь тогда, когда хочется побыть в тишине, когда хочется подумать и поразмышлять о самом сокровенном… С НОВЫМ ГОДОМ!



Версия для слабовидящих