zoy kost 4Художник Любовь Шепета о костюмах к «Зойкиной квартире»zoy kost 5

Костюмы к новому спектаклю «Зойкина квартира» придумала Любовь Шепета – профессиональный художник-модельер с двадцатилетним опытом работы.

Любовь сотрудничала и с драматическими театрами, и с оперными...

Но вот с режиссером Александром Мариным работает впервые.

О том, как рождались костюмы для нового спектакля «Зойкина квартира» и о знакомстве с Нижегородским театром драмы — в нашем интервью.

— Люба, расскажите, как вы работаете с режиссером над созданием образа спектакля…

— Я всегда иду за режиссером. А поскольку Саша еще и сценограф — точно знает, что он хочет — это великое счастье! Сначала мы посмотрели пространство, обсудили сценографию и уже потом принялись за работу над костюмами. Мне сразу стало понятно, что требуется… И Саша, слава богу, дает свободу, я могу предлагать свое. Так бывает далеко не со всеми режиссерами.

 Какое же т.з. было дано режиссером?

— Для «Зойкиной квартиры» было несколько отправных точек… Однозначно Булгаков должен был быть в своем времени. Мы выбрали стиль «ар деко», но он у нас немного «вычищен», в основе нашей работы принцип «необходимое — достаточно». Декорации могут показаться чересчур лаконичными (стойки с костюмами, шкаф и кровать), да и костюмы тоже... Но, во-первых, костюмы должны звучать в дуэте со сценографией, а во-вторых, у нас будет очень насыщенное действие (спектакль —блокбастер), и именно на нем необходимо сосредоточиться.

— То есть, костюм в спектакле вторичен?

— Ой, это больной вопрос для художника! Но здесь не так… Костюм же должен подчеркивать характер персонажа. И создание образа для меня здесь — отчасти работа психолога. Некоторым кажется, что костюм сегодня совсем не влияет на восприятие. Что, мол, одеться можно просто и это ничего не значит. Даже приводят в пример Стива Джобса, которому по жизни было достаточно одной водолазки и джинсов. Но ведь и это тоже образ, который создавался Джобсом осознанно! А зрители считывают по внешнему виду мгновенно все. Иногда подсознательно. Одежда «болтает» о своем владельце, хочет он этого или нет.zoy kost 1

zoy kost 2— Зрители 20 лет восхищались в «Зойкиной квартире» роскошными нарядами всех фасонов и оттенков. Почему для нового спектакля вы выбрали монохром? Это диктует стиль?

— Конечно. Наша тема – нуар. Мы можем себе позволить обойтись без цвета. И, конечно, у нас не было задачи сделать не такой спектакль, как был. Мы вообще не отталкивались от предыдущего и не искали противоречий. Стиль спектакля сложился естественным образом. Наша тема – это не «роскошь Голливуда», это – «московский подпольный шик».

— Куда, на ваш взгляд, движется наша театральная мода сегодня? Есть ли явные тенденции в стиле, тренды в сценографии и сценических костюмах? Ч/Б снова в моде?

— Мне кажется, стилей много сейчас, и в каждом направлении, что прекрасно, есть свои мастера. Радостно, что с развитием технологий у художников появляются и новые возможности. Сейчас в сценографии много печати, много бутафорских костюмов, разных форм, которые создаются не только с помощью машинки и ниток, но с помощью альтернативных материалов – пвх, неопрена, пластика…

 А у вас классика…

— В нашем спектакле это не нужно. У нас другая задача. Все будет интеллигентно, выдержано, без излишеств… Мы пытаемся вычленить то, что нам интересно. Но «вещи», в смысле качества изготовления, конечно, будут! Будут платья, костюмы, плащи, даже купальник… И стильная обувь делается на заказ.

— Костюмы из декорации тоже будут использоваться в работе артистов?

— Костюмы на вешалках – часть декорации, вряд ли в них будут одеваться герои. А если декорация и станет в процессе рабочей, то использован будет только в качестве верхнего слоя.

— Как вы рисовали эскизы? На что опирались, не будучи знакомой с труппой?

— Я заочно знакома с артистами — видела их фотографии, портреты и в ролях… Сейчас приехала познакомиться лично и очень довольна кастингом. Артисты все такие красивые!

— Цветовая палитра материалов для костюмов удивительно совпадает с вашей личной…

— Так бывает, что художник мимикрирует под задачу, под какой-то свой проект. Но в данном случае – это чистое совпадение! Я и яркие цвета очень люблю.

Интервью: Катерина Золина

Портрет: Валерия Авдеева

Версия для слабовидящих