155 gork 1«Пьесы Горького насыщены воистину шекспировскими страстями и библейским поиском истины. Его персонажи ищут ответы на вечные вопросы, путаются, опровергают самих себя, ошибаются,
но ищут страстно. Масштаб драматургии Горького бесконечен…»
(Б.Л. Бланк,
народный художник России, режиссёр).

 

Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения нашего земляка, великого русского писателя и зачинателя новой драматургии ХХ века Максима Горького. Его творчество неразрывными нитями связано с Нижегородским театром драмы, традиции которого складывались под прямым воздействием горьковской драматургии. Нижегородский академический театр драмы им. М. Горького – единственный в мире театр, на сцене которого, начиная с 1901 года, поставлены все пьесы М. Горького и инсценировки некоторых его прозаических произведений. С 1943 года театр с гордостью носит имя Максима Горького, с 1958 года на сцене Нижегородского академического театра драмы проводится Российский театральный фестиваль им. М. Горького – старейший театральный фестиваль, один из первых театральных фестивалей в истории отечественного сценического искусства.

Первым произведением М. Горького, которое нижегородцы увидели на сцене, была не пьеса. В 1901 году, когда Максим Горький еще не стал драматургом, на сцену Нижегородского театра впервые вышли герои его прозы. Спектакль, показанный 21 декабря 1901 года, назывался «Фома Гордеев и Маякин» (инсценировка местного литератора А. Бурд-Восходова горьковского романа «Фома Гордеев»)…

Начиная с середины XIX века Алексей Максимович бывал в Нижегородском театре просто как зритель и корреспондент газеты «Нижегородский листок». Присутствовал он и на открытии нового здания театра на Большой Покровской улице в 1896 году. Труппу тогда возглавил режиссёр Николай Иванович Собольщиков-Самарин, который и стал агитировать начинающего талантливого литератора сотрудничать с театром. Горький и Собольщиков-Самарин были ровесниками (оба родились весной 1868 года), их часто можно было встретить прогуливающимися по Откосу. В одну из таких встреч Николай Иванович поинтересовался:

А почему Вы, Алексей Максимович, не напишете ничего для нашего театра?

Горький отшутился: Ну, какой я драматург!..

Но когда в Москве будет создан Художественный театр, Максим Горький, побывав на его спектаклях, признается: «Не любить этот театр невозможно, не писать для него преступление».

… Ноябрь 1902 года. На сцене Нижегородского театра дается четвертое представление премьерного спектакля «Мещане». В зале находится сам автор пьесы. Писатель хотел, чтобы зрители его не видели, но весть о его присутствии быстро облетела зал. После окончания спектакля публика стала требовать появления Горького. Крики и овации не смолкали, и Алексею Максимовичу пришлось подняться на сцену и выйти вместе с артистами на поклоны.

155 gork 2Последовать примеру Московского Художественного театра и впервые поставить в Нижнем Новгороде «Мещан» решил актер и антрепренер Д.Н. Басманов, возглавивший Нижегородский театр в марте 1902 года. После большого успеха «Мещан», в марте 1903 года, когда уже завершился зимний сезон и труппа покинула город, Д.Н. Басманов, познакомившись в МХТ со спектаклем еще по одной пьесе Горького – «На дне», затеял показать и эту пьесу нижегородцам. Он заявил в анонсах, что декорации и вся постановка спектакля будут сделаны по образцу Московского Художественного театра. Сформировав особую труппу, Басманов осуществил свою затею, и все четыре спектакля (16, 18, 20 и 23 марта) прошли с аншлагами.

22 декабря 1904 года первый раз в Нижнем Новгороде были поставлены «Дачники» Горького. 8 ноября 1905 года труппа сыграла «Детей солнца» (тоже впервые), а затем – инсценировку повести Горького «Трое».

В сезон 1917-18 гг., когда труппа переживала острый репертуарный кризис, выход из положения был найден благодаря драматургии М. Горького. 6 октября 1917 г. нижегородцы впервые увидели «Врагов», 20 октября – «Вассу Железнову», а 25 декабря – «Последних».

С 1924 года, когда в Нижегородский театр вернулся Н.И. Собольщиков-Самарин, став его главным режиссёром, драматургия Горького заняла главное место в репертуаре. Его постановка «Мещан» (1927 г.) была признана классической. С 30-х годов практически ни один сезон в театре не обходился без горьковской премьеры. А 7 октября 1937 года горьковчане первыми в стране посмотрели малоизвестную тогда пьесу «Зыковы» (режиссёр Е.А. Брилль), написанную Горьким в 1913 году. Эта постановка имела большой общественный резонанс.155 gork 3

Поставленная на сцене театра драмы во второй раз в 1993 году пьеса «Зыковы» снова вызвала широкий зрительский интерес, стала событием в театральной жизни города. Спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии в области литературы и искусства. На IV Российском театральном фестивале имени М. Горького спектакль «Зыковы» по пьесе М. Горького получил Главный приз за лучшую режиссуру (режиссёр – заслуженный деятель искусств РФ Г.Г. Михайлов)…

В 40-е-50-е годы, приняв эстафету от Н.И. Собольщикова-Самарина, «золотой век» театра и горьковской драматургии продолжил другой талантливый режиссер Н.А. Покровский, возглавивший театр в годы Великой Отечественной войны.

«Не встречал я другого режиссера, который бы так любил, знал и понимал драматургию Горького, как Покровский», – вспоминает в своей книге «Глазами артиста» народный артист России Николай Левкоев. Н.А. Покровский поставил на сцене Нижегородского театра шесть спектаклей по Горькому – и первыми были «Варвары», прогремевшие на всю страну в 1942 году.

При Н.А. Покровском впервые на сцене была показана инсценировка романа «Мать», он осуществил постановку всей трилогии Горького – «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие», «Сомов и другие». В начале 50-х годов минувшего века у горьковчан была уникальная возможность увидеть в театре в один сезон все три спектакля трилогии. Такого не было ни в одном театре страны.

К 90-летию со дня рождения М. Горького (1958 г.) театр подготовил пьесу «Фальшивая монета» в постановке главного режиссёра М.А. Гершта. Эта пьеса почти не имела сценической истории. Режиссёр и постановочный коллектив развеяли версию о мнимой обособленности пьесы, раскрыли преемственность идей и образов, их органическую связь со всем творчеством писателя.

В 2006 году, спустя почти 50 лет, театр вновь обратился к этому незаконченному, странному и загадочному произведению Горького: пьесу «Фальшивая монета» поставил петербургский режиссёр Р.А. Горяев. В театре был создан свой сценический вариант нижегородской версии, куда вошли не известные широкой публике фрагменты горьковских набросков, обнаруженные в архиве писателя, и даже новый персонаж – Чорт. Максим Горький предстал в спектакле как мистификатор, игрок. Такого Горького ещё не видели на нижегородской сцене…

Всегда, во все времена, пьесы М. Горького обязательно присутствуют в репертуаре Нижегородского театра драмы. С 1901 года по настоящее время театр более 50 раз обращался к произведениям М. Горького, некоторые пьесы ставились не по одному разу: так, пьеса «На дне» ставилась 9 раз, «Мещане» – 8 раз, «Дети солнца» – 5 раз, «Варвары» и «Враги» – по 4 раза.

Горьковские герои вот уже более 120 лет живут на сцене нашего театра – одного из старейших театров России, отметившего в 2023 году своё 225-летие.

Версия для слабовидящих