![]() |
Э.В. Суслова. 1950-е гг. |
![]() |
Д. Гоу, А. Дюссо «Глубокие корни». 1948 г. |
С именем народной артистки РСФСР Эры Васильевны Сусловой – кавалера ордена Трудового Красного Знамени, награжденной медалями «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», члена Союза театральных деятелей РФ (ВТО) с 1949 года, одного из первых лауреатов Премии имени Н.И. Собольщикова-Самарина – связана целая эпоха Горьковского (Нижегородского) театра драмы. Она начала служить в театре в годы Великой Отечественной войны – и он оставался единственным в её творческой судьбе более полувека.
Эра Суслова родилась в Нижнем Новгороде, окончила в 1942 году среднюю школу, а в 1943-м поступила в Театральную студию при Горьковском театре драмы, при выпуске из которой в 1946-м была зачислена в штат театра. Первую эпизодическую роль – княжны Старицкой в спектакле «Иван Грозный» – она сыграла, еще учась в Театральной студии, в 1945 году (репетиции шли в канун Дня Великой Победы). Народный артист СССР, в те годы главный режиссёр театра Н.А. Покровский предложил сыграть красавицу-княжну студентке, заметив её талант, красоту и гордую осанку. Молодой актрисе Эре Сусловой начинают поручать роли героинь. В конце 40-х – начале 50-х она играла Лизу в «Дворянском гнезде» Тургенева, Луизу в «Коварстве и любви» Шиллера, Лидию в «Бешеных деньгах» и Аксюшу в «Лесе» Островского, леди Гамильтон во «Флаге адмирала» Штейна, Дездемону в «Отелло» Шекспира.
Возглавивший театр в 1956 году режиссёр М.А. Гершт – заслуженный деятель искусств РСФСР, ученик В. Мейерхольда и А. Таирова – также видел в Эре Сусловой талантливую исполнительницу главных героинь. В его спектаклях она сыграла Веру в «Обрыве» Гончарова, Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вишневского, Полину в «Фальшивой монете» Горького, Анну в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого.
Роль Анны Карениной (премьера одноименного спектакля состоялась в 1961 г.) стала для Эры Васильевны легендарной. Один из самых сложных в мировой литературе образ Анны потребовал от актрисы больших эмоциональных и душевных затрат и надолго запомнился зрителям. «Для сценического поведения Анны-Сусловой определяющим является страсть сильная, долго сдерживаемая и разгорающаяся с ослепляющей яркостью, требующая в ответ страсти, равной по силе, – написал об этой работе актрисы в рецензии «По-своему» театральный критик С.А. Фих. – В этой Анне много того «бесовского и прелестного», что так поразило в ней Кити». («Театральная жизнь», 1961, № 24).
![]() |
И. Гончаров «Обрыв». 1957 г. |
В какой бы роли ни выходила на сцену неповторимая и блистательная Эра Суслова, она всегда поражала великолепным чувством стиля, одухотворенностью, глубоким проникновением в характеры своих героинь. Держалось всё это не только на драматическом таланте и мастерстве Эры Васильевны, но и на высоком уровне ее культуры, интеллигентности, удивительной работоспособности и беспощадной требовательности к себе.
![]() |
А.и П. Тур «Единственный свидетель». 1970 г. |
Эра Васильевна верила в высокую, облагораживающую миссию театра и переживала за все, что там происходило. «Сила воздействия искусства на человека удивительна! – говорила она. – Театр во все времена был властителем дум, будил разум, мобилизовал на большие дела, вызывал желание стать лучше».
Покинув сцену в 1991 году, Эра Васильевна с театром не расставалась: интересовалась его новостями, не пропустила ни одной премьеры. И судила обо всем только по гамбургскому счету…
Имя народной артистки РСФСР Эры Васильевны Сусловой золотыми буквами навсегда вписано в историю Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького.