Фестиваль русских зарубежных театров «Театральная осень», масштабный театральный форум, объединяющий русскоязычные театры из разных стран, проходит с 2019 года по инициативе и при поддержке Министерства культуры РФ. В этом году фестиваль был посвящен 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина и проходил в культурной столице года – Нижнем Новгороде, на сцене Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького.
За неделю с 20 по 26 сентября на сцене театра побывали коллективы из шести стран: Белоруссии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Южной Осетии и России, представив постановки по произведениям великого русского поэта. Большинство спектаклей были созданы в рамках проекта «Развитие культурного диалога» АНО «Русские сезоны» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
В преддверии фестиваля в Музее-заповеднике А.С.Пушкина в Болдино состоялась Международная театральная конференция «Русские театры зарубежья к юбилею А.С.Пушкина», в которой приняли участие представители государственных и общественных организаций культуры России, ведущие исследователи наследия великого поэта и представители русских театров зарубежья, выпустивших премьеры к пушкинскому юбилею. В стенах болдинской Центральной районной библиотеки состоялась дискуссия «Театр А.С. Пушкина XXI века», где каждый выступающий представлял пушкинское наследие через призму культуры своей страны. Роскошная болдинская осень и богатое творческое наследие великого поэта объединили представителей зарубежных театров, дав старт фестивалю.
Пресс-конференцию в первый день фестиваля открыла Министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова. Она отметила международное значение «Театральной осени»:
«Фестиваль русских зарубежных театров в юбилейный год Пушкина очень важен! Все мы знаем, что Александр Сергеевич является основоположником современного русского языка, и это — язык народов, язык, объединяющий и созидающий!»
Продолжил разговор о значимости форума Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом», член Попечительского совета Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, з.д.и. России Сергей Шуб: «Пять лет назад Фестиваль русских театров зарубежья был учрежден по инициативе Министерства культуры как путешествующий форум. Впервые он прошел в Москве, затем побывал в Ярославле, Тамбове и Набережных Челнах. Символично, что в этом году мы проводим его в Нижнем Новгороде. Как вы все помните, для Пушкина одним из самых плодотворных периодов творчества стала болдинская осень, которую он провел в родовом поместье совсем недалеко отсюда. Лично для меня Горький, Нижний Новгород – это близкий сердцу город с большой историей, замечательной публикой и сильными театральными коллективами. И я очень рад, что коллеги из академического театра драмы им. М. Горького откликнулись на наше предложение провести фестиваль именно здесь, в городе, названном Культурной столицей России-2024»
Участники Фестиваля порадовали нижегородцев и гостей города богатой палитрой названий, форм и жанров постановок, посвященных А.С. Пушкину. Казанский академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова открывал фестиваль легендарной театральной фантазией «Пиковая дама» в постановке народного артиста России и Татарстана Александра Славутского, идущей в театре уже четверть века.
Своим взглядом на это же произведение поделился и Государственный национальный русский театр драмы им. Чингиза Айтматова (Бишкек, Кыргызская республика). Спектакль «Пиковая дама» в постановке Вячеслава Виттиха поразил зрителей напором и энергией артистов, а также жанровым контрастом. В постановке слились драма, комедия абсурда, трагифарс и мистический триллер.
Пушкинские сказки отличает затейливый сюжет, запоминающиеся образы, красочность и близость к фольклору. Они как будто созданы для воплощения на сцене. «Сказками Пушкина» порадовал детей и взрослых Национальный академический драматический театр им. М. Горького (Минск, Республика Беларусь). Режиссер и автор инсценировки, заслуженный деятель искусств республики Беларусь Сергей Ковальчик создал яркий живой спектакль в русской традиции — с фольклорными песнями, танцами и сказами.
Государственный ордена Дружбы народов русский драматический театр им. Вл. Маяковского (Душанбе, Республика Таджикистан) показал бунтарскую пластическую драму в постановке режиссера Хуршеда Мустафоева «Пир во время чумы», в которой тема одноименной одноактовки Пушкина переплетена с двумя другими его произведениями – «Подражанием Корану» и «Сценой из Фауста».
Юго-Осетинский государственный драматический театр им. Коста-Хетагурова (Цхинвал) представил трагедию «Борис Годунов» в режиссерской версии заслуженного деятеля искусств республики Тамерлана Дзудцова. Масштабное историческое полотно с кинематографичной сценографией и богатыми костюмами, погрузило зал в глубокие размышления о трудном пути России в Смутное время.
Легендарный роман в стихах «Евгений Онегин» неоднократно ставился на сцене самых разных театров, однако Белорусский государственный академический театр юного зрителя (Минск) сумел удивить публику, представив свою версию по мотивам романа – «Женя+Таня=Любовь». Режиссер Татьяна Самбук, вступив в диалог с автором и предыдущими постановщиками, рассказала историю вечной любви современным, острым, музыкальным языком, близким молодому поколению зрителей.
Государственный академический русский драматический театр Узбекистана (Ташкент) показал спектакль заслуженного артиста республики Узбекистан Валихана Умарова «Пушкин. Последние дни» по произведениям и письмам поэта, а также воспоминаниям его современников. Стройная композиция, классическая музыка, глубокое понимание текстов — драмтеатр из Ташкента показал высокий уровень мастерства и культуры.
Спектаклем «Маленькие трагедии» фестиваль завершил «хозяин сцены» — Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького. Режиссер Искандер Сакаев объединил четыре одноактные пьесы «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», создав яркое поэтическое полотно по болдинским творениям А.С. Пушкина с полным авторским текстом.
Фестиваль не ограничился показами спектаклей национальных театров. В программе форума нашлось место и творческим встречам со зрителями, и мастер-классам по речи и вокалу для участников, и традиционным обсуждениям спектаклей ведущими театральными критиками, и увлекательным экскурсиям по городу, и дружеским беседам.
Фестиваль «Театральная осень» в год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина доказал, что наследие классика актуально во все времена, а русскоязычный театр не имеет границ. Являясь многообразным и ярким явлением в современном мировом искусстве, он остается подлинным институтом русской культуры, связывающим людей и объединяющим народы.