«Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело»
Микеланджело Буонаротти
Александр Борисович Сучков никогда и ничего не делает вполсилы – всегда до предела, взахлеб. Он не будет заниматься тем, что противно его профессиональным и человеческим пристрастиям, его идеям и убеждениям. Он тщательно и скрупулезно будет отбирать пьесы для постановки, до умопомрачения углубляться в материал и «вербовать в свою веру» артистов и учеников, будет добиваться совершенства в актерском искусстве. «Отдаваться всецело». И тогда – результат: удачные роли (за которые – и награды, и премии), успешные, необычные, «резонансные» спектакли, талантливые ученики, любовь и признание коллег, театральных критиков, учеников, зрителей.
Сегодня – творческий юбилей у заслуженного артиста России Александра Борисовича СУЧКОВА – 35 лет на сцене Нижегородского театра драмы. Поздравляем!
Александр Сучков непостижимым образом соединяет в своих сценических работах все три ипостаси (комедию, драму, трагедию), которые «по-сучковски» неповторимо существуют в художественной гармонии в любом, самом прихотливом и сложном драматургическом материале. Он один из самых интересных и любимых театральных актеров в городе. Интеллигентный, ищущий, глубокий. Известные театральные критики Н. Старосельская, Н. Жегин, В. Максимова отмечали, что в любую роль актер вносит новаторскую ноту, позволяющую по-новому взглянуть на знакомый, казалось бы, образ.
Выпускник театрального факультета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, в Нижегородский театр драмы Александр Сучков был приглашен в 1989 году легендарным Е.Д. Табачниковым, бывшим тогда главным режиссёром нашего театра. Первая работа с Е.Д. Табачниковым на нижегородской сцене (главная роль в спектакле «Крыша») принесла молодому актеру любовь публики и признание театральных критиков (в СМИ появилось множество положительных рецензий, где отмечалась неординарная, глубокая и многоплановая работа А. Сучкова). В труппе появился талантливый артист, обладающий яркой индивидуальностью.
Зрители до сих пор вспоминают его мольеровского Тартюфа, представленного в спектакле знаменитого режиссёра А. Иванова в совершенно неожиданном ракурсе: современный герой, предприимчивый и бесконечно обаятельный, который, как мальчишка, влюбился в хозяйку дома и ничего не мог с этим поделать. Знаковая роль Павла Петровича в спектакле по Тургеневу «Отцы и дети. Роман» – вновь индивидуальная трактовка и точное попадание в классический образ. За роль Павла Петровича Александр Сучков был удостоен Диплома «Творческая удача» на Областном театральном фестивале «Премьеры сезона».
Сложнейшие образы из произведений Ф. Достоевского в исполнении артиста настолько достоверны, по-достоевски мятежны и полифоничны, «родственны» духовному строю писателя, что оставалось только поражаться и восхищаться его Петей Покровским («Бедные люди», траги- драма), Ганей Иволгиным («Настасья Филипповна », сцены из романа «Идиот»), Фомой Опискиным («Опискин», инсценировка повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели»). Спектакль «Опискин» известный режиссёр Валерий Саркисов поставил в нашем театре именно в расчете на мастерство Александра Сучкова – и артист блистательно сыграл главную роль Фомы Опискина, за исполнение которой стал лауреатом Открытого театрального фестиваля-конкурса им. Е.А. Евстигнеева в номинации «Лучшая мужская роль».
«Артист Александр Сучков ни на кого не похож, у него есть своя интонация, которая тоже ни на что не похожа, – говорит режиссёр Валерий Саркисов. – В нем есть самая главная черта – индивидуальность. Очень подвижный актер, способный выполнить любую режиссёрскую задачу, он может переключаться с одного на другое, не теряя своей индивидуальности. У Александра Сучкова очень хорошее чувство юмора, он понимает, что такое гротеск... Он не бытовой артист, хотя, конечно, и быт может сыграть. Его игра всегда вызывает ассоциации. В артисте Сучкове есть какая-то загадка, за ним ощущается «далёкое» пространство. А «пространство за актером» важнее всего. Это показывает масштаб артиста».
Более 15 лет актер выходит на сцену в роли отставного офицера Анучкина в непревзойденной гоголевской комедии «Женитьба» (постановка В. Саркисова), неизменно идущей при полных залах и под несмолкаемый хохот зрителей. Эта гротескная роль – своеобразный актерский шедевр, несомненный и общепризнанный успех. Как отмечали СМИ, его неподражаемый сценический персонаж «больше похож на гофмановского героя, сбежавшего из мрачной сказки… Из малоприметного жениха создан полубезумный маньяк, внешне подозрительно похожий на Гоголя…»
В чеховском «Вишневом саде» артист абсолютно по-своему, вопреки всем канонам, играет резонера Петю Трофимова. Результат – лауреатство на VIII Межрегиональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова в номинации «Признание».
Герои горьковских пьес в исполнении Александра Сучкова – это люди «на грани нервного срыва», с болью в душе, персонажи насколько разноплановые, настолько и внутренне схожие в главном – в своей бесспорной и талантливой принадлежности к миру М. Горького. Таковы и Михаил в «Зыковых», и Тетерев в «Мещанах», и Барон в пьесе «На дне». За исполнение роли Тетерева актер стал лауреатом Премии Нижегородской области имени А.М. Горького, за создание образа Барона удостоен Премии города Нижнего Новгорода и Диплома «Творческая удача» Областного фестиваля «Премьеры сезона».
Режиссёры приглашают Александра Сучкова на самые разные, полярные роли – и он никогда не разочаровывает ни режиссёров, ни зрителей. Диапазон неохватный. В списке ролей текущего репертуара рядом с драматическими, трагическими ролями (князь Дмитрий Пожарский в «Смуте», Сивард и Банко в «Макбете») – роли комедийные, легко, с удивительно «уместным» гротеском, без малейшей фальши сыгранные в недавних премьерах театра «Ваш выход!» и «Сон в летнюю ночь». Уморительно смешны и бесконечно трогательны его чеховский гувернер-француз Шампунь и шекспировский Портной. При этом в драматические роли привносятся живая ирония и «человеческий» юмор, а в комедийные, гротескные – тонкая самоирония и «человеческий» драматизм.
Почти 20 лет при аншлагах шла в театре пьеса М. Булгакова «Зойкина квартира» в постановке А. Иванова, где артист филигранно исполнял одну из центральных ролей – графа Обольянинова. Критики отмечали, что его Обольянинов – замечательная актерская работа, настоящий булгаковский тип, «обнищавший аристократ, ставший тапером в притоне, но сохранивший изысканность манер, мышления и речи». Когда в прошлом сезоне пьеса была поставлена новым режиссёром в новой интерпретации, то Александр Сучков, которого режиссёр А. Марин в числе немногих прежних исполнителей пригласил в постановку, создал абсолютно иной образ – китайца Газолина – не менее булгаковский, театрально-гротескный, но глубокий и тонкий по сути. Работу артиста над ролью можно назвать безукоризненной: он тщательно продумывал и грим, и детали костюма, и речевую характеристику (специально для этой роли выучил несколько фраз на китайском языке, которые производят фурор в зрительном зале). А уж неподражаемой легкости Александру Сучкову не занимать! Но главное – внутреннее наполнение, которое всегда было и остается приоритетным в каждой роли артиста и которое видит, любит и ценит зритель.
Александр Борисович Сучков не только талантливый актер, но и режиссёр. На академической сцене им поставлен ряд интересных, неординарных спектаклей. Зрители помнят его «Эмигрантов» по пьесе С. Мрожека, ставших театральным событием, его «Ветер шумит в тополях» – пронзительный, до глубины души трогающий спектакль. При аншлагах более 10 лет (с 2013 года) шел в театре талантливый, динамичный спектакль «Метод Гронхольма» в постановке А. Сучкова. Сегодня на сцене театра с успехом идёт «Сдвиг», поставленный им по сложной современной пьесе, вскрывающей острые современные проблемы. Александр Борисович предпочитает иметь дело только с качественным драматургическим материалом, стремясь, как человек неравнодушный, своими работами достучаться до совести и сердца зрителя.
Обладатель наград Губернатора и Правительства Нижегородской области, дипломов Международных и Российских театральных фестивалей, заслуженный артист России Александр Сучков владеет самой драгоценной и высокой наградой – искренней любовью и восторгом зрителей. На Х Открытом театральном фестивале-конкурсе им. Е. Евстигнеева он стал победителем в номинации «Любимый актер».
Дорогой Александр Борисович! Коллектив театра от всего сердца поздравляет Вас с прекрасной датой – 35-летием творческой деятельности на сцене театра драмы.
Высоко ценящий и любящий Вас коллектив благодарен Вам за Ваше талантливое, бескомпромиссное и «неэкономное» служение театральному искусству. От всей души желаем Вам творческих успехов и вдохновения, свершения всех планов и осуществления прекрасных идей, счастья, здоровья, новых интересных ролей и желанных постановок, талантливых учеников, любви и понимания. Добра, мира и благополучия вашей талантливой, замечательной театральной семье!