1375 Ignat ev Сегодня у заслуженного артиста России Николая ИГНАТЬЕВА, одного из самых любимых и популярных актеров Нижнего Новгорода, юбилейный день рождения. От всего сердца поздравляем, Николай Дмитриевич!

Благородство натуры, интеллигентность и романтическая возвышенность, внешность и стать героя, умение носить «королевские» исторические костюмы, при этом явный талант характерного, комедийного артиста, а также желание и умение быть разным, смело «бросаться в актерские крайности» – всё это Николай Игнатьев.

Неудивительно, что актерский диапазон при таких «вводных» безграничный! Судите сами: Гусь-Ремонтный в «Зойкиной квартире» М. Булгакова и мистер Астлей в инсценировке романа Ф. Достоевского «Игрок», Расплюев в «Свадьбе Кречинского» А.Сухово-Кобылина и Бернар в комедии М. Камолетти «Бестолочь», Подколесин в «Женитьбе» Н. Гоголя и Епиходов в «Вишневом саде» А. Чехова, Костылев в горьковском «На дне» и Князь Василий Львович в «Гранатовом браслете» А. Куприна. При желании список можно продолжать и продолжать…

Талантливый, обаятельный артист с прекрасными внешними данными и потрясающим чувством юмора, он какой-то «дореволюционный человек». Порой думается, глядя на него, что именно такими были русские дворяне, просвещенные помещики или блестящие военные в эполетах. Невольно вспоминается «Батальное полотно» Булата Окуджавы:

«Следом дуэлянты, флигель-адъютанты, блещут эполеты.

Все они красавцы, все они таланты, все они поэты».

Да, Николай Игнатьев и поэт. Он пишет замечательные стихи – юмористические (с чувством юмора у Николая Дмитриевича всё в высшей степени в порядке), ироничные (как и он сам) и очень, очень добрые (от натуры не уйдёшь!). Налицо и лирика, и прекрасный слог. Его творения удивительно трогательные, задорные и «в самую точку» – да ещё и философские. Надо полагать, что имеются и не менее прекрасные «серьезные» стихотворения, о которых мы просто не знаем и можем только догадываться судя по тем талантливым стихам, которые актер написал к 225-летию театра и спел вместе с коллегами-артистами на юбилейном вечере (настоящий гимн театру и его людям – непафосный, красивый и пронзительно-трогательный). И этот потрясающий гимн к тому же был исполнен так, что зал просто обомлел от восторга!

А ещё Николай Дмитриевич великолепно владеет чтецким искусством, выступает со своими программами с симфоническим оркестром и блистательно ведёт филармонические концерты.

Но Театр, Театр! Театр, конечно, главное дело жизни заслуженного артиста России Николая Игнатьева. Он всегда находится в великолепной творческой форме. Сегодня артист играет Тальберга в «Днях Турбиных» М. Булгакова, завтра – Следователя в современной драме Н. Мошиной «Сдвиг», послезавтра – Кондрата Филипповича в комедии-абсурде современного драматурга О. Богаева «Страшный суП». Всё это – роли из недавних премьер театра. Заслуженный артист России Николай Игнатьев всегда востребован, и впереди – новые роли, новые встречи с искусством любимого актера, талантливого Мастера, обладающего неповторимым актерским почерком…

Предлагаем вашему вниманию фрагмент БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ с юбиляром, которое было опубликовано на сайте театра:

– Ваш любимый писатель?

– В разном возрасте, на разных этапах жизни человека могут сопровождать разные любимые авторы. В молодости нравится одно, потом взрослеешь – и появляются другие книги, другие авторы... В юности (в 15-16 лет) моим любимым писателем был Джек Лондон: «Белый клык», «Морской волк», «Мартин Иден».

Потом, годам к 30-ти, я «влюбился» в Ремарка. Первое, что прочитал, была «Триумфальная арка». Меня до такой степени потрясла и тронула эта книга, что перечитал все произведения этого автора – и ни в одном не разочаровался. Больше всего поразил «Черный обелиск», но и «Три товарища», и «На Западном фронте без перемен»… Восхищаясь Ремарком, я и предположить не мог, что через 9 лет наш режиссёр Василий Федорович Богомазов поставит спектакль «Три товарища», и я буду там играть одного из трех друзей – Отто Кестера…

В более зрелом возрасте, после 40, произошло «открытие Чехова». Разумеется, я читал Чехова и раньше, но есть большая разница в том, как воспринимаешь Чехова в 20, 30 или в 40 лет. Поэтому сегодня любимым писателем могу назвать и Антона Павловича Чехова.

– Для вас существует понятие кумира? Кого можете назвать своим кумиром в актерской профессии?

– Говорят, «не сотвори себе кумира». Не знаю, творю ли я кумира, но есть актеры, которыми я восхищаюсь, от работ которых меня в хорошем смысле слова оторопь берет – до того они точны. Первый номер – Михаил Ульянов, гениальнейший актер. Его роль в булгаковском «Беге», знаменитый эпизод с Евстигнеевым – это высший пилотаж. А из нашего поколения это, конечно, Евгений Миронов. Он прекраснейший актер. Как сыграть так потрясающе совершенно разные роли – князя Мышкина из «Идиота» Достоевского, а потом самого Федора Михайловича?! Там же пропасть, разница огромная между персонажами… И ещё кумир – Евгений Евстигнеев, который ни в одной роли не повторяется. Вот эти три фамилии, пожалуй.

–Продолжите фразы, пожалуйста. Самый лучший режиссёр – это …

– Для меня режиссер – это не только профессиональный человек, который может выстроить мизансцены и «разобрать» пьесу, но прежде всего он должен быть педагогом. Ведь никто не любит, когда на него кричат. И актёры не любят. На мой взгляд, хамство на репетициях неприемлемо. Или уж тогда делай, как Виктюк: то разругает в пух и прах, а то кричит: «Ты просто гений, потрясающе!...» После «гения», конечно, у артиста вырастают крылья, хочется работать… Хороший режиссёр – это тот, который готовится к репетиции, знает материал. И для меня самый лучший режиссер – Анатолий Васильевич Иванов (к сожалению, уже покинувший этот мир). Талантливейший режиссёр и замечательный педагог Анатолий Иванов всегда знал материал досконально, знал, что делать, как, почему и зачем. И при этом он позволял актерам импровизировать, показывать «домашние заготовки». Анатолий Васильевич создавал такую атмосферу, что мы творили вместе с ним, чувствовали себя СОтворцами.

– Самый лучший зритель – это …

– …внимательный, понимающий. Зритель – это вообще очень загадочная субстанция. Она может быть однородной, разнородной, с вкраплениями… Скажем, однородной субстанции что-то активно не нравится, а «вкрапления» говорят: «Как интересно, как талантливо!». В искусстве вообще всё субъективно.

– Самый лучший партнер по сцене – это …

– …слышащий и слушающий. «Слышащий» – это комплимент. Партнер, который тебя слышит, это классный партнер, очень хороший артист.

– А как вы думаете, что важнее, талант или доброта?

«Две вещи гений и злодейство» всё-таки совместны. И, конечно, хотелось бы, чтобы в человеке были совместны талант и доброта, потому что и то, и другое важно. Вообще-то, мне кажется, что добрым быть не так уж сложно. Тут, наверное, другое слово должно быть – «человечность». Вот в жизни важнее человечность. А на сцене важнее талант. Зрителю ведь всё равно, какой по характеру или человеческим качествам актер выходит на сцену… И в слово «талант» каждый вкладывает своё понятие: для одного талантливо одно, для другого – другое.

– У вас есть какой-либо девиз по жизни, которому вы стараетесь следовать, некая формулировка, которая вас вдохновляет, призывает к действию?

– Когда вхожу в театр, то произношу фразу: «Всё будет хорошо». Меня спрашивают: «Коля, а когда?» Отвечаю: «Будет. Верьте – будет». Это, конечно, всё приколы. Но, с другой стороны, может быть, и философия…

Дорогой Николай Дмитриевич! Коллектив театра сердечно поздравляет Вас с юбилейным днем рождения! Желаем Вам доброго здоровья, счастливых и светлых дней, вдохновения, полного и многогранного течения жизни. И обязательно – новых ролей, ярких премьер, аплодисментов, цветов и улыбок!

Мира и благополучия Вам и всем Вашим родным людям.

Версия для слабовидящих