Ровно через месяц Нижегородский театр драмы откроет свой новый сезон премьерой спектакля по произведениям М. Горького «Изергиль». Художником-постановщиком в этом спектакле стал Никита Сазонов из Санкт-Петербурга.

Как понимает художник главный образ новой постановки? Какие костюмы скоро начнут шить в театральной мастерской? Чем удивит сценография спектакля? Обо все этом читайте в нашей статье...
 
hud esk 10

hud esk 9hud esk 7Художником-постановщиком в премьерном спектакле «Изергиль» стал Никита Сазонов из Санкт-Петербурга. Никита Андреевич — выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (мастерская профессора Э. Кочергина), на счету которого более 100 постановок в театрах России и ближнего зарубежья. Многие спектакли его отмечены наградами в разных номинациях на театральных конкурсах и фестивалях. Художник также является автором лекций по музейному дизайну, экспертом фонда президентских инициатив и благотворительного фонда В. Потанина. В прошлом году Никита Сазонов стал лауреат премии президента в области искусства, культуры и литературы.

Мы поговорили с Никитой Андреевичем о главном образе в сценографии спектакля, о будущих костюмах и реквизите, о цветовой гамме, а также о том, какими методами пользуются художники, чтобы «распалить» огонь зрительской фантазии…

Концепция сценографии

Сценографическая идея произведения для меня – это эпос. Так я определяю это для себя. Истории, которые рассказываются в спектакле, — не истории реальных людей Ларры или Данко, они из глубины веков. Идея нашей сценографии это и подчеркивает – мы стараемся решить ее просто и лаконично.

Из действующих сценографических «героев» спектакля — половик из виноградных листьев (образ праздника урожая на берегу моря), который соединен линиями — натянутыми между небом и землей канатами, обвитыми лозами винограда. Половик трансформируется во время спектакля. То он становится скалой, с которой бросается в отчаянии Ларра, то шатрами цыганского табора, а в финале он — небо в багровых тучах, пронзенных лучами света, который Данко подарил людям… Все это видится мне чистой формой.

hud esk 6Еще один очень важный элемент сценографии — многоплановый подвижный задник. Море, которое меняется, шевелится, светится металлическим блеском, луна отражается в нем…hud esk 5

Будет еще ветвистое дерево, которое связано с историей Данко и Песней о Буревестнике. Мы с режиссером пытаемся соединить пластический и драматический театр — всегда интересно, когда произведение создается на стыке жанров.

Материалы и реквизит

Материал, который будет использован в сценографии, — натуральный. Благодаря этому мы постараемся передать ощущение реального мира персонажей. Витые веревки, фактурная ткань с росписью под прожилки листа винограда, голые ветки дерева — образ непроходимого леса, по которому идет Данко… Все будут дополнять тени птиц, которые мечутся под грозовым небом. Но проекция в спектакле — лишь необходимое дополнение для укрупнения образного ряда.

Весь игровой реквизит в спектакле также будет условен. Нож и пистолет — это вырезанные из дерева предметы в форме ножа и пистолета. Для нас важен именно образ произведения. Как если бы историю рассказывали нам у костра в таборе на берегу днестровского лимана, а не в полноэкранной версии голливудского блокбастера. Ведь именно такой рассказ дает полет зрительской фантазии, и достаточно намека, чтоб воображение само дорисовало историю, ловя детали в мечущемся свете костра на морщинистом лице рассказчицы Изергиль.

Костюмы

Костюмы условные. Базовые. На сцене молдавские крестьяне, которые собирают урожай. Образы их просты и лаконичны. Костюмы легко трансформируются, когда нужно представить нового персонажа — достаточно добавить головной убор, пояс или сменить рубаху.

hud esk 4 hud esk 3 hud esk 13
hud esk 2 hud esk 1 hud esk 14
hud esk 12 hud esk 13 hud esk 11

 

 

Цветовая гамма

Цветовой строй решения костюмов и декораций специально создан так, чтобы выделить главных героев историй. Образ Изергиль предложен режиссером как несколько периодов жизни и окрашен цветом костюмов от нежного тона юности к зрелому насыщенному красному цвету. Рассказчица прожила длинную жизнь и теперь, сидя подобно черной птице на берегу моря, собирает частицы этой своей жизни и пересказывает нам, складывая их в рассказ.

Также и с остальными персонажами: яркие пятна решительных личностей на фоне однотонной массы бытовой жизни. Лазурный Ларра на фоне змеиной серости, например…

В конце беседы мы задали Никите Сазонову вопрос о том, какая из его театральных постановок — любимая, чтобы определить стилевые предпочтения. Художник ответил концептуально…

— Самая любимая работа — та, которая впереди! Потому что она идеальна в представлениях. Реальность только отнимает! Задача же сценографа сохранить цельность изначальной идеи до финала.

 

Интервью Катерины Золиной

Эскизы Никиты Сазонова

Версия для слабовидящих