Как понимает художник главный образ новой постановки? Какие костюмы скоро начнут шить в театральной мастерской? Чем удивит сценография спектакля? Обо все этом читайте в нашей статье...
Художником-постановщиком в премьерном спектакле «Изергиль» стал Никита Сазонов из Санкт-Петербурга. Никита Андреевич — выпускник Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина (мастерская профессора Э. Кочергина), на счету которого более 100 постановок в театрах России и ближнего зарубежья. Многие спектакли его отмечены наградами в разных номинациях на театральных конкурсах и фестивалях. Художник также является автором лекций по музейному дизайну, экспертом фонда президентских инициатив и благотворительного фонда В. Потанина. В прошлом году Никита Сазонов стал лауреат премии президента в области искусства, культуры и литературы.
Мы поговорили с Никитой Андреевичем о главном образе в сценографии спектакля, о будущих костюмах и реквизите, о цветовой гамме, а также о том, какими методами пользуются художники, чтобы «распалить» огонь зрительской фантазии…
Концепция сценографии
Сценографическая идея произведения для меня – это эпос. Так я определяю это для себя. Истории, которые рассказываются в спектакле, — не истории реальных людей Ларры или Данко, они из глубины веков. Идея нашей сценографии это и подчеркивает – мы стараемся решить ее просто и лаконично.
Из действующих сценографических «героев» спектакля — половик из виноградных листьев (образ праздника урожая на берегу моря), который соединен линиями — натянутыми между небом и землей канатами, обвитыми лозами винограда. Половик трансформируется во время спектакля. То он становится скалой, с которой бросается в отчаянии Ларра, то шатрами цыганского табора, а в финале он — небо в багровых тучах, пронзенных лучами света, который Данко подарил людям… Все это видится мне чистой формой.
Еще один очень важный элемент сценографии — многоплановый подвижный задник. Море, которое меняется, шевелится, светится металлическим блеском, луна отражается в нем…
Будет еще ветвистое дерево, которое связано с историей Данко и Песней о Буревестнике. Мы с режиссером пытаемся соединить пластический и драматический театр — всегда интересно, когда произведение создается на стыке жанров.
Материалы и реквизит
Материал, который будет использован в сценографии, — натуральный. Благодаря этому мы постараемся передать ощущение реального мира персонажей. Витые веревки, фактурная ткань с росписью под прожилки листа винограда, голые ветки дерева — образ непроходимого леса, по которому идет Данко… Все будут дополнять тени птиц, которые мечутся под грозовым небом. Но проекция в спектакле — лишь необходимое дополнение для укрупнения образного ряда.
Весь игровой реквизит в спектакле также будет условен. Нож и пистолет — это вырезанные из дерева предметы в форме ножа и пистолета. Для нас важен именно образ произведения. Как если бы историю рассказывали нам у костра в таборе на берегу днестровского лимана, а не в полноэкранной версии голливудского блокбастера. Ведь именно такой рассказ дает полет зрительской фантазии, и достаточно намека, чтоб воображение само дорисовало историю, ловя детали в мечущемся свете костра на морщинистом лице рассказчицы Изергиль.
Костюмы
Костюмы условные. Базовые. На сцене молдавские крестьяне, которые собирают урожай. Образы их просты и лаконичны. Костюмы легко трансформируются, когда нужно представить нового персонажа — достаточно добавить головной убор, пояс или сменить рубаху.
Цветовая гамма
Цветовой строй решения костюмов и декораций специально создан так, чтобы выделить главных героев историй. Образ Изергиль предложен режиссером как несколько периодов жизни и окрашен цветом костюмов от нежного тона юности к зрелому насыщенному красному цвету. Рассказчица прожила длинную жизнь и теперь, сидя подобно черной птице на берегу моря, собирает частицы этой своей жизни и пересказывает нам, складывая их в рассказ.
Также и с остальными персонажами: яркие пятна решительных личностей на фоне однотонной массы бытовой жизни. Лазурный Ларра на фоне змеиной серости, например…
В конце беседы мы задали Никите Сазонову вопрос о том, какая из его театральных постановок — любимая, чтобы определить стилевые предпочтения. Художник ответил концептуально…
— Самая любимая работа — та, которая впереди! Потому что она идеальна в представлениях. Реальность только отнимает! Задача же сценографа сохранить цельность изначальной идеи до финала.
Интервью Катерины Золиной
Эскизы Никиты Сазонова