Sh Sh20 марта в Доме актёра подводили итоги Областного театрального фестиваля «Премьеры сезона 2022-2023».

В течение недели театральные коллективы Нижегородской области показали свои лучшие новые спектакли зрителям и театральным критикам. На фестивале работали специалисты самого высокого уровня, театроведы и театральные критики — Глеб Ситковский (Москва) и Оксана Кушляева (Санкт-Петербург).

Всего на фестивале было представлено 13 постановок. Причем, как отметили критики, «контрольный пакет» премьер пришелся на долю двух великих драматургов — Шекспира (4 спектакля) и Пушкина (2 спектакля). В неравной борьбе победил-таки Шекспир!

Критики честно и внимательно отсмотрели все спектакли и провели разборы постановок с каждой труппой в отдельности. А на заключительной конференции обобщили свое видение и дали полный анализ регионального театрального процесса, а также исчерпывающую характеристику всем режиссерским, сценографическим и актерским работам.

Глеб Ситковский, театровед, критик, эксперт и член жюри российских и международных театральных премий и фестивалей (Москва): «Если говорить о репертуарной политике, я могу упрекнуть театр драмы (как и все нижегородские театры – прим. авт.) в отсутствии в репертуаре современных названий, хотя именно сейчас на здании театра — афиша спектакля по новому роману Данилова «Саша, привет!», который я с удовольствием посмотрел бы! А если говорить о самом «Макбете», то этот спектакль тоже не вполне привычный для нижегородского зрителя. Это не тот старый добрый психологический театр! Это спектакль жесткий, визуальный, спектакль, где многое определяет картинка… (И, на мой взгляд, очень важно, что приезжий режиссер Геннадий Шапошников нашел контакт с художником театра Борисом Шляминым, для которого «Макбет», как мне кажется, тоже — некий экспириенс в творческой биографии) … картинка, отсылающая к голливудским хоррорам. Сзади меня сидел зритель, который сказал «Ой, как страшно!», и, действительно, было страшно! Но вместе с тем, здесь есть не только «как», но и «что», есть смыслы. Этот спектакль о том, что бывают времена, когда кругом только ночь-ночь–ночь и кажется, что солнце никогда не взойдет. Но все-таки рано или поздно солнце восходит. Я рад, что театр пошел на этот эксперимент».

Оксана Кушляева, театральный критик, главный редактор интернет-издания «Летающий критик», эксперт российских театральных фестивалей и лабораторий (Санкт-Петербург): «Макбет» не похож на все остальное, что я когда-либо видела в Нижегородском театре драмы, эти форма и язык — от европейского театра последнего двадцати-десятилетнего периода. В эстетике его узнается и Теодорос Терзопулос, и Боб Уилсон, театральный визионер, работающий с формой, и многие другие холодные европейские формальные эстетики, с которыми русский театр иногда экспериментирует, но потом возвращается в привычное русло. Мне кажется важным для театра ходить иногда в такие неродные территории. Но в этом спектакле я вижу, что новая форма еще не до конца принята труппой. Возможно, не хватило времени на ее усвоение, на «сговор», на коммуникацию этой формы и артистов, привыкших к другому. Надеюсь, что спектакль будет наращивать и наживать все это в процессе существования. В любом случае, спектакль «Макбет» интересный, новый, неожиданный, неочевидный для режиссерской и актерской истории, которую я видела раньше в драме».

На конференции вообще много говорилось о театральности/нетеатральности городов, о режиссерской смелости, которой часто не хватает, и о необходимости формировать среду для творческих экспериментов, о лабораториях и курсах, как важных инструментах для роста актеров и режиссеров в провинции… В общем, о делах наших насущных. Итоги же подвели быстро, радостно и под шум коротких аплодисментов.

По итогам фестиваля первые премии получили:

  1. Государственный театр юного зрителя — за спектакль «Много шума из ничего» по пьесе У. Шекспира.
  2. Академический театр драмы им. М. Горького — «За творческое содружество» — Геннадий Шапошников (режиссер-постановщик) и Борис Шлямин (сценография и костюмы). Спектакль «Макбет» по пьесе У. Шекспира.

Дипломами «Творческая удача» и премиями фестиваля награждены:

Мария Шиманская (режиссер-постановщик) — за создание современного спектакля для всей семьи «У самого края» по повести У. Старка. Дзержинский театр драмы.

Марат Сабиров (артист) — за исполнительское мастерство в работе с куклой. Роль Ведьмы в спектакле «Солдат и Ведьма» по пьесе Е. Сперанского. Академический театр кукол.

Андрей Богданов (режиссер-педагог) — за освоение языка комедии дель арте в рамках учебного процесса. Спектакль «Король-Олень» по мотивам сказки К. Гоцци. Нижегородское театральное училище (колледж) им. Е.А. Евстигнеева.

Иван Пилявский (артист) — лучшая мужская роль. За роль Бенедикта в спектакле «Много шума из ничего» по пьесе У. Шекспира. Государственный театр юного зрителя.

Алексей Логачев, Михаил Вирозуб, Александр Неганов — за новый перевод пьесы У.Шекспира «Много шума из ничего». Государственный театр юного зрителя.

Мария Попова (артист) — лучшая женская роль. За роль Розалинды. Спектакль «Как вам это понравится» по пьесе У. Шекспира. Детский театр «Вера».

Ирина Аввакумова (артист) — лучшая роль второго плана. За роль Матери Александры и Любы в спектакле «Фантазии Фарятьева» по пьесе А. Соколовой. Саровский драматический театр.

Алексей Пятаков (артист) — за создание интеллектуального образа Эзопа в спектакле «Пропасть» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград». Театр музыкально-пластической драмы «Преображение».

Поздравляем всех победителей! До новых «Премьер…»!

 

 

 

Версия для слабовидящих