ushakov 100 12Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения легенды нижегородской сцены, артиста Святослава Михайловича УШАКОВАushakov 100 1

…Кажется, совсем недавно, в 2017 году, отмечали 95-летие Святослава Михайловича: руководители театра приехали к нему домой с подарками, говорили теплые слова, радовались вместе с юбиляром. В 2016 году, в 94 года, артист Святослав Ушаков выходил на сцену в спектакле «Нахлебник»! А в 2018-м его не стало…

Удивительный артист, удивительная творческая судьба.

С раннего детства Святослав Михайлович, посещая спектакли Нижегородского театра драмы, был восхищен искусством его мастеров: Н. Собольщикова-Самарина, Н. Левкоева, Н. Покровского, М. Белоусова. Занимаясь в художественной самодеятельности, участвуя в любительских спектаклях, выступая с художественным чтением, Святослав Ушаков был замечен самим Николаем Ивановичем Собольщиковым-Самариным, и по его рекомендации поступил учиться в театральное училище им. М.С. Щепкина при Малом театре.

Окончив училище и получив диплом с отличием, в 1948 году молодой артист вернулся на родину и стал служить в Горьковском драматическом театре. В труппу театра он был приглашен Н. А. Покровским, репетировал вместе с ним, играл в его спектаклях.

Одной из первых работ начинающего актера на сцене Нижегородского театра драмы стала главная роль Дон Хуана в пьесе Лопе де Вега «Девушка с кувшином». Поставил комедию классика испанской драматургии приглашенный из Москвы режиссер С. А. Майоров, наделенный, по воспоминаниям С.М. Ушакова, богатой фантазией, склонностью к импровизациям и безупречным вкусом. Оформил спектакль художник театра К. И. Иванов, музыку написал заведовавший в то время музыкальной частью Горьковской драмы П. К. Аедоницкий. Премьера «Девушки с кувшином» с аншлагом прошла 17 января 1950 года.

«У меня были две партнерши, и с каждой приходилось играть по-разному, – рассказывает Святослав Михайлович. – Темпераментную, полную страсти игру Раисы Михайловны Вашуриной можно было сравнить с полотнами Рубенса, написанными сочными масляными красками. Гера Двойникова в роли Доньи Марии казалась мне сошедшей с нежных акварелей Ватто, легких и грациозных. Только за первые десять месяцев мы сыграли спектакль сто раз на различных площадках города, а всего он шел шесть сезонов и каждый раз с неизменным успехом».

27 июля 1950 года состоялась премьера еще одного потрясающего спектакля того времени «Вей, ветерок!» по поэтической драме Яна Райниса, в постановке В. А. Менчинского. Интересно был оформлен спектакль главным художником театра В. Я. Герасименко. Музыку, основанную на народных латышских мелодиях, сочинил П. К. Аедоницкий.

«Всего за 22 репетиционные точки выпустил захватывающий спектакль, полный обаяния, незабываемой прелести и большой жизненной правды, новый очередной режиссер театра. Танцы и песни, поэтическое слово, живопись и музыка – все органично сплеталось с глубоким психологическим раскрытием характеров в этом талантливом спектакле», – вспоминает исполнивший в той постановке главную роль – романтического героя Улдыса – Святослав Михайлович.ushakov 100 6

ushakov 100 3Вскоре С. М. Ушаков занял положение молодого героя в труппе Горьковского театра и в течение последующих одиннадцати сезонов сыграл много интересных ролей, в частности, Дон Мануэля («Дама-невидимка»), Альдемаро («Учитель танцев»), Степана («Сон на Волге»), Алексея («Оптимистическая трагедия»), Фиеско («Заговор Фиеско»), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»). Актера полюбили в городе, поклонницы провожали его на улицах восторженными взглядами.

Был случай (рассказывала одна из почитательниц театра), когда в середине 1950-х годов любимец публики, возвращаясь, видимо, с утренней репетиции из театра, проходил мимо кинотеатра «Рекорд», а в то время там как раз поворачивал трамвай в сторону Черного пруда. Так кто-то из пассажиров, заметив актера, не удержался от возгласа: «Смотрите, Ушаков!..», и все, кто был в трамвае, словно по команде, прильнули к окнам, чтобы только его увидеть.

Высокий, красивый, статный Святослав Ушаков словно специально был рожден для ролей героев, особенно в комедиях и романтических драмах «плаща и шпаги». На завидной выправке, собранности, работоспособности и организованности актера благотворно сказывалось его многолетнее увлечение спортом, в первую очередь – верховой ездой. В свое время С. М. Ушаков был известным в нашем городе конником. Много лет в его театральной гримерке хранились меч, щит, шлем и кольчуга, ведь он постоянно участвовал в городских торжественных праздниках на главной площади Нижнего Новгорода то в образе князя Пожарского, а то – Юрия Всеволодовича, непременно восседавших на конях.

Но играл он не только героев «плаща и шпаги», были и совсем иные роли. Весной 1956 года очередной режиссер театра Н. Н. Аноева приступила к работе над инсценировкой «Униженных и оскорбленных» Ф. М. Достоевского. На роль писателя Ивана Петровича, который должен был вести повествование в новом спектакле и практически не уходить со сцены, назначены были два разновозрастных актера – Дмитрий Андреев, исполнявший в театре в основном роли социально-героического плана, и Святослав Ушаков, который был младше его на 15 лет. В ходе репетиций Дмитрий Андреевич неожиданно охладел к этой работе и перестал бывать на репетициях, сославшись на недомогание. «А мне работа над образом Ивана Петровича доставила огромное удовольствие и открыла во мне такие грани, о которых я и не подозревал», – признался Святослав Михайлович.

С 1959-го по 1963 год актер работал в Казанском Большом драматическом театре имени В. И. Качалова, а потом вернулся в родной Горьковский (Нижегородский) театр и никогда больше его не покидал. Невозможно перечислить все роли, сыгранные Святославом Михайловичем более чем за полвека – их очень много. Вот только некоторые из них: Бенедикт («Много шума из ничего»), Фердинанд («Коварство и любовь»), Болингброк («Стакан воды»), Дмитрий Ершов и Степан Ершов («Братья Ершовы»), Петя Трофимов ("Вишневый сад»), Яков Лаптев («Достигаев и другие»), Дудаков («Дачники»), Райский («Обрыв»), Степан Бастрюков («Воевода»), Федор («Барабанщица»), Татарин («На дне»), Торогут («Юпитер смеется»), Часовников («Океан»).

Святослав Михайлович Ушаков, с невероятной любовью относившийся к родному театру и его мастерам, был настоящим летописцем Нижегородского театра драмы. На протяжении многих лет он собирал материалы и фотографии, связанные с новыми постановками и мастерами сцены Академического театра драмы, написал 30 очерков о творческих судьбах его режиссеров и актеров, которые были изданы в 2007 году отдельным сборником под названием «Театральные портреты».

Прекрасно владеющий и художественным, и литературным словом, Святослав Михайлович подготовил и провел на областном радио цикл передач «Нижегородские театральные сезоны», в которых вел повествование не только о мастерах сцены, но и о художниках, гримерах, администраторах, технических работниках театра. Выступал с беседами-воспоминаниями о коллегах на творческих встречах в Доме актера. В 2004 году Святослав Михайлович Ушаков был удостоен Областной театральной премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина.

Святослав Михайлович всегда, даже когда ему было за 90, проявлял живой интерес к творческой жизни театра, посещал все премьеры, с удовольствием общался с коллегами. Неизменно подтянутый, бодрый, с доброжелательной улыбкой, обязательно «в галстуке-бабочке», он появлялся в театре или в Доме актера (Святослав Михайлович был активнейшим членом секции Ветеранов сцены при Нижегородском отделении СТД), подавая замечательный пример актерской молодежи.

…В своих воспоминаниях «Судьбой дарованные встречи», опубликованных отдельной книгой, Святослав Михайлович Ушаков написал: «Моя творческая жизнь была насыщенной и яркой. Судьба подарила мне встречи с театральной элитой наших столиц и удостоила чести быть партнером многих корифеев провинции. Сыграв более 220 ролей на сцене, я встречался с героями Островского, Достоевского, Льва Толстого, Тургенева, Гончарова, Горького, Шекспира, Шиллера, Кальдерона, а главное, с людьми театра, которые при жизни стали театральной легендой».

ushakov 100 7 ushakov 100 8 ushakov 100 16
ushakov 100 4 ushakov 100 5 ushakov 100 11

 

Версия для слабовидящих