Мнение режиссёра о том, что потрясающая актриса Елена Суродейкина может талантливо сыграть любую роль, разделяют и коллеги-профессионалы, и многочисленные поклонники её удивительно разностороннего, озорного и одновременно глубокого таланта. Своим актерским обаянием она берет в плен с первого появления на сцене (замечательная пластичность и завораживающие изящество, легкость), с первых реплик (проникновенность и яркость тембра, напрочь лишенного «излишней ажитации»).
Сегодня у заслуженной артистки России Елены Александровны СУРОДЕЙКИНОЙ – юбилей. С любовью поздравляем!
На сцене Елена Суродейкина – в своей стихии. Жизнерадостная, склонная к эксцентрике и импровизации, музыкально одаренная, она всегда играет с упоением. «В одном я твердо убеждена, – говорит актриса, – если ты выходишь на сцену и от тебя не идет никакой волны, если у тебя нет куража, то ничего хорошего не получится».
Она не только покоряет своей фееричной энергетикой зрителей, но и проявляет чудеса партнерства и актерской солидарности. Её партнеры по сцене единодушно утверждают, что Елена Суродейкина – «это человек, который умеет слушать и слышать, умеет любить и понимать».
Умение любить и понимать помогает не только на сцене, но и в жизни. Елена Александровна сумела взрастить и сохранить прекрасную театральную семью (что не так просто, когда рядом – ещё две творческие личности). Её муж Михаил Хейфец – заведующий музыкальной частью театра, заслуженный работник культуры РФ, её дочь Екатерина – актриса, выпускница Нижегородского театрального училища.
Елена Суродейкина – тоже выпускница Горьковского театрального училища, которое она окончила в 1983 году. Председателем Государственной квалификационной комиссии был народный артист СССР Евгений Евстигнеев. Он отметил Елену Суродейкину как перспективную актрису, сказав, что она сможет с успехом играть и комедии, и драмы.
Пророчество, к счастью, сбылось. Блистательная характерная актриса, обладающая прекрасным чувством юмора, Елена Суродейкина любит и умеет удивлять и смешить, но среди её ролей, которых она сыграла без малого полсотни, есть и незабываемые драматические, и замечательные героини: холодноватая, коварная, но неоднозначная королева Гертруда в шекспировском «Гамлете», разбитная Варвара в «Грозе» А.Н. Островского, наивная в своей простоте и непосредственности горничная Анна в спектакле «Бестолочь» по пьесе М. Камолетти, ханжа Турусина в комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», хвастливая и молодящаяся сваха Фекла Ивановна в гоголевской «Женитьбе», неукротимая, харизматичная и ироничная Катарина в «Укрощении строптивой» В. Шекспира, скромная англичанка Джейн в «Клиническом случае» Р. Куни, блистательная, умная и лукавая трактирщица Мирандолина («О, Мирандолина!» К. Гольдони), неподражаемая, остроумная и деятельная Дорина в мольеровском «Тартюфе», сильная, нежная и страстная Арманда («Кабала святош» М. Булгакова), трогательная, любящая Дорис («В будущем году, в то же время» Б. Слэйда), несравненная Анфуса Тихоновна из пьесы Островского «Волки и овцы», «чарли-чаплинская» Шарлотта Ивановна из чеховского «Вишневого сада», интеллигентная, проникающая в самую душу Ксения Николаевна Канаева из «Отпуска по ранению» В. Кондратьева, стильная, молодящаяся Атуева в «Свадьбе Кречинского» А. Сухово-Кобылина, трогательная, мудрая и нежная Шифра в «Брачном договоре» Э. Кишона.
Работа заслуженной артистки России Елены Суродейкиной в «Брачном договоре» вошла в лонг-лист Международной ежегодной театральной премии зрительских симпатий «Звезда театрала-2017» в номинации «Лучшая женская роль». В этой номинации актриса побеждала неоднократно на самых разных театральных фестивалях, а на XI Евстигнеевском театральном фестивале стала лауреатом в номинации «Любимая актриса». За исполнение роли Долли в мюзикле «Хэлло, Долли!» Елена Суродейкина удостоена Премии города Нижнего Новгорода.
Суть актерского таланта Елены Суродейкиной определяют два начала: острохарактерное, даже гротесково-фарсовое и лирическое, поэтическое. «Многочисленные героини Елены Суродейкиной интересны тем, что они разные. А роднит их то, что они энергичны, женственны, умеют сводить мужчин с ума или по крайней мере выводить из равновесия». (Из кн. «Театр на Театральной площади», 2019 г.)