Один из лучших спектаклей сезона, «Вишневый сад» в постановке Валерия Саркисова, посмотрела в академическом театре драмы московский театральный критик, руководитель отдела специальных программ театра «Школа драматического искусства» Евгения Розанова. Традиция приглашения иногородних критиков и театроведов связана с тем, что театру как воздух необходима «внешняя» экспертная оценка, свежий взгляд на сделанное.
После спектакля состоялось обсуждение спектакля с труппой. Как отметила гостья, очень важно и ценно, что режиссер Валерий Саркисов относится к чеховской пьесе не просто как к материалу для физических и химических опытов: режиссер, не оставляя Чехова в его времени, тем не менее сохраняет чеховскую поэтику и атмосферу, мастерски выстраивает тонкие и сложные взаимоотношения персонажей.
- Чеховская поэтика вообще мерцающая, содержащая в себе множество смыслов, - отметила театровед. - Именно поэтому чего только ни делали с Антоном Павловичем, какой только вивисекции он не подвергался! В вашем спектакле меня подкупает интеллигентность подхода. Это подход человека, любящего русскую культуру и русский театр. Пьеса пронизана ностальгией. Не только потому, что она – последняя; вряд ли Чехов думал, когда ее писал, что она будет последней. Но прежде всего потому, что в ней – все сквозняки и ветры времени, ощущение зыбкости, хрупкости жизни…
Тем не менее, отметила эксперт, в нижегородской версии «Вишневого сада» герои не ноют – они полны любви к жизни и удивительного, при всей нелегкости этой жизни, оптимизма. - Я практически не видела такой Раневской, какую играет Ольга Берегова,- сказала Евгения Розанова. – Ваша Раневская – абсолютная женщина, и она естественна во всей своей последовательности и непоследовательности. Она очень живая. Как и дочери, Аня и Варя. Театр столько видел Раневских с налетом декаданса, что уже устал от них. Очень хорошо, что Сергей Блохин не делает своего Лопахина такой страшной надвигающейся хамской силой – в его Лопахине ощущается этот, очень чеховский, разлад между умом и душой…Лопахин знает, что он делает в этой жизни, но у него трепетная душа, это человек с тонкими аристократическими пальцами. И слава Богу, мы не слышим звука топора! Зато видим страдающего Лопахина. Возможно, даже в состоянии влюбленности в Раневскую, а не в Варю, что придает дополнительный драматизм отношениям (такие намеки и в тексте пьесы есть, и в некоторых спектаклях реализуются)…
Евгения Розанова подчеркнула, что нижегородский «Вишневый сад» в постановке Валерия Саркисова - это объяснение в любви и Чехову, и тому театру, в котором «жизнь проживается душой» и который, казалось бы, мы потеряли навсегда. Спектакль открывает много нового и в то же время вписывается в контекст лучших чеховских спектаклей на отечественной сцене.

 

 

Фото из архива театра (фотограф Георгий Ахадов).

Версия для слабовидящих