12 декабря состоялась премьера спектакля по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана «Метод Гронхольма». Режиссер-постановщик - заслуженный артист РФ Александр СУЧКОВ. Художник-постановщик - Борис ШЛЯМИН. Через метод Гронхольма как сквозь мясорубку «проходят» заслуженные артисты РФ Николай ИГНАТЬЕВ и Алексей ХОРЕНЯК, артисты Анна СУЧКОВА и Валентин ОМЁТОВ.
Пьеса не так проста, как может показаться на первый взгляд. Она с двойным и даже тройным дном. Режиссеру Александру Сучкову удалось сделать из детектива психологический спектакль, в котором до самого финала интересно наблюдать и за сюжетной линией, и за игрой сложившегося актерского ансамбля. Кто есть кто? Что поставлено на кон (красно-черный круглый стол напоминает игру в русскую рулетку)? Четверо, облаченные в светлые костюмы, напоминают подопытных мышей, а суть эксперимента зритель узнает лишь в самом конце. В зале хохочут и почти плачут…
Первые послепремьерные зрительские отклики:
Вера Алексеевна ФОРТУНАТОВА, доктор филологических наук, профессор:
- Психологический детектив Жорди Гальсерана - это еще одна страница интенсивного творческого поиска нижегородского театра драмы им. М. Горького.
Четырехфигурная пьеса в замкнутом, неизменяемом сценическом пространстве больше подходит, кажется, для малой сцены, для более узкой аудитории, чем зал прославленного театра. Однако мощная психологическая энергия раздвигает границы этой частной истории о приеме на пост коммерческого директора фирмы «Декия». А сам офис по отбору кандидатов становится мегаметафорой современного общества - в Испании, в Швеции, в Америке или вот теперь в России. Всюду идет тотальный отбор «кандидатов», всюду есть «специалисты», которые ищут мерзавца в хорошем человеке и считают удачей найти такого хитреца, который притворяется лучшим …
Оглянитесь вокруг. Разве это актуально только для некоей фирмы «Декия»? А как мы выходим замуж или ищем себе спутницу «по жизни»? Вспомните любую ситуацию в автобусе или в магазине, когда «агрессором» может оказаться каждый, когда «конфликтер» сидит в нас и лишь ждет своего часа.
Жорди Гальсерана ставят в ассоциативный ряд с американцем Эдвардом Олби и с англичанином Джоном Осборном. Его пьесу помещают в контекст с романами Замятина «Мы» и Олдоса Хаксли «О дивный, новый мир!». Мне же она напомнила «Процесс» Франца Кафки, где тридцатилетний Йозеф К. пытается добиться правды от организации и от окружающей его бюрократии. Сегодня это уже Компания, а бюрократы сменились психологами, способными довести до слома, шока или… трагического конца.
Ансамблевость - самая главная фишка спектакля. Удивительно достоверен первый кандидат на разоблачение - Энрике Фонт (заслуженный артист РФ Алексей Хореняк). В какой-то момент он становится едва ли не первым героем истории, но только для того, чтобы передать пас Карлосу (Валентин Омётов), который тоже создает запоминающийся образ нестандартной личности, трансчеловека, то ли потенциальной женщины, то ли брутального тореро, главного участника, убивающего быка (мужчину в себе?). Не таков Фернандо Порта (заслуженный артист РФ Николай Игнатьев). Он тщательно играет мерзавца. Но… Мерседес Дегас (Анна Сучкова), составляющая ему самую сильную конкуренцию, прозорливо замечает в нем «изъян» - остатки порядочности, которая, в конечном счете, берет верх над проблемой выгодного трудоустройства.
Режиссер Александр Сучков сделал основной акцент на эмпатии, разъяснив термин на программе. Новым словом сегодня вытеснили сопереживание, сострадание, сочувствие. Получилось, что осознанное погружение в мир другого человека – это суть психологической авантюры, составляющей основу шведского метода Исайи Гронхольма. Но если так, то подобную мысль надо было бы выделить актерской игрой более последовательно.
В целом меня радует театральный экзистенциализм на нашей сцене. Это означает, что театр ищет Человека, никогда не бывающего только хорошим, но всегда способного победить себя плохого…
Галина ПИСАРЕВА:
- С первых аккордов музыки, с первого выхода действующих лиц стало интригующе интересно! Хочется отметить музыкальное оформление и костюмы. Они заслуживают особой похвалы. Надо сказать, что по жизни я никогда не любила детективы... Но этот спектакль настолько вовлек меня в действие: я пыталась догадаться, что будет дальше, как поведет себя тот или иной герой, пыталась решить какой-то замысловатый кроссворд, и все это увлекало меня за собой все больше и больше.
Очень правильно, что я не читала пьесу перед спектаклем, всем советую отложить чтение на потом. Какие же все-таки у нас в театре драмы замечательные артисты! Даже не смогу, наверное, выделить кого-то в этом спектакле. Браво!
Поздравляем весь коллектив, работающий над спектаклем, с премьерой!
И ждем зрителей на следующие спектакли, которые состоятся
19 декабря, 11 и 29 января. Начало – в 18.30.