29 декабря у лауреата премии им.Н.И.Собольщикова-Самарина, заслуженного артиста России Александра Васильевича МЮРИСЕПА - юбилей. Необыкновенно обаятельный и талантливый артист, актер-философ, актер-интеллектуал, в своем творчестве он счастливо сочетает верность психологическому театру с готовностью и умением осуществлять самые смелые эксперименты.

Он всегда занят, всегда в работе: театр, театральное училище, консерватория, филармония, Учебный театр, оперная студия…
- У меня всегда была такая нагрузка, - поясняет юбиляр, - с самого начала учебы в театральном училище. Я учился, продолжал работать (потому что до поступления в училище окончил физический факультет ГГУ им. Н.И.Лобачевского), вел театральную студию в ДК Свердлова, плюс ещё семья, ребенок (тогда первая дочка только родилась). Почти не спал. Мама всегда удивлялась: когда ты спишь?.. Но по-другому не умею. Это меня на всю жизнь так запрограммировал Ефим Давыдович Табачников, которого считаю своим учителем в искусстве.
Юбилейный месяц для Александра Васильевича выдался особенно напряженным. Но эта тотальная занятость имеет свою прелесть, потому что вершится значимое и желанное для любого артиста действо - идут репетиции бенефисного спектакля. В одном из определений бенефиса сказано, что это «спектакль, обычно устраиваемый в честь одного из его участников как выражение признания мастерства артиста». Спектакль «Третья правда, или История одного преступления» ставится главным режиссером театра Вадимом Данцигером в честь юбилея Александра Мюрисепа - это его бенефис, где актер играет роль Льва Толстого.
- Работаю над ролью с огромным интересом, нет, не то слово, с любовью работаю, - говорит Александр Васильевич.- Толстой, конечно, поражает масштабом своих мыслей, но меня лично поражает еще и то, что он не только теоретизировал, а жизнь свою подчинил тому, что считал верным. Ведь как часто мы говорим одно, делаем другое, живем по двойным стандартам…
Заслуженный артист Александр Мюрисеп двойных стандартов ни в жизни, ни в искусстве не приемлет.
- Вскоре после того как Александр Мюрисеп стал работать в Нижегородском театре драмы, мы с ним вместе играли в спектакле «Кин IV», - рассказывает народный артист России Валерий Никитин, - и у меня сразу появилась к нему человеческая и актерская симпатия. Он человек очень интеллигентный, доверительный. У него очень хорошие глаза, какие-то очень ясные, красивые, четкие глаза, они и смеющиеся бывают, и лукавые, и какие-то очень въедливые. В нем есть человечинка, человеческая органика, гармония. Я рад, что мы с ним в одной гримерке…
В Нижегородский академический театр драмы Александр Мюрисеп пришел уже опытным, разносторонним актером, к его двум образованиям прибавилось третье - режиссерский факультет Высшего театрального училища им.Б.В.Щукина. В Кировском театре драмы, где он прослужил 16 лет, он не только много и успешно играл, но также много и успешно ставил. 
На нижегородской сцене А.В.Мюрисеп  с первых ролей (Жюльен в «Загадке дома Вернье», Гарольд в «Черной комедии») заявил о себе как об интересном, самобытном актёре. Высокий уровень общей и сценической культуры, мягкий юмор, чувство партнерства и стиля, богатая палитра сценических выразительных средств, которыми в совершенстве владеет актер, позволяют ему блестяще исполнять самые разные роли - от сложных драматических до острохарактерных, комедийных. Зрители восторженно аплодировали   его Бруно Кречмару в спектакле «Камера обскура» (по роману Владимира Набокова), Арнольфу в классической комедии Мольера «Школа жен», Горасу в мюзикле «Хелло, Долли!», Милонову в комедии А.Н.Островского «Лес», Полонию в шекспировском «Гамлете», Оргону в «Тартюфе» Мольера, Полицеймейстеру в спектакле «Похождения г- на Ч.» (пьеса М.Булгакова по «Мертвым душам» Н.В.Гоголя), Мамаеву в
комедии «На всякого мудреца довольно простоты», Аносову в мелодраме «Гранатовый браслет», сэру Нельсону в комедии-маскараде «Клинический случай». 
В 2002 году артист стал лауреатом Первого Всероссийского театрального фестиваля «Старейшие театры России в Калуге» (номинация «Лучшая роль второго плана»,  роль Милонова в спектакле «Лес»).
Невозможно не восхищаться работами А.В.Мюрисепа в комедиях «Доходное место» А.Н.Островского и «Мнимый больной» Ж.-Б.Мольера. В сыгранных в гротесковом ключе ролях Акима Акимыча Юсова и Диафуаруса артист нашел и показал самые неожиданные краски и обозначил типичные для современного общества проблемы. 
Однако актерская профессия, хоть и главная, но не единственная составляющая его творческой жизни.
Весомая доля приходится на педагогическую деятельность, которой он занимается с 1970 года. Александр Васильевич - художественный руководитель курса и режиссер-педагог Нижегородского театрального училища им.Е.А.Евстигнеева, профессор кафедры оперной подготовки и режиссер оперной студии Нижегородской государственной консерватории (академии) им.М.И.Глинки.
- В моей жизни все происходит как бы… случайно, никаких усилий к переменам я не прилагаю, - говорит Александр Мюрисеп. – В консерваторию, например, меня пригласил работать Эдуард Борисович Фертельмейстер. Это был 1994 или 1995 год. Пришел в оперную студию. Поют. Я думаю: « Ух ты! А как же мне их останавливать… Что делать-то». И целый семестр находился в этом недоумении. Ходил и думал… Как? Правда, меня предупредили, что сначала певцы осваивают музыкальный текст, с ними работает дирижер, а потом только подключается режиссер. И в какой-то определенный момент у меня вдруг в голове что-то щелкнуло, и я понял принцип …
- Вот у меня строчка сейчас вертится: «Сеять разумное, доброе, вечное», - продолжает тему  Валерий Васильевич Никитин. -  В Александре Мюрисепе это есть.  Унего есть что передать молодежи, чем поделиться с ней.
- Александр Васильевич пришел к нам на втором курсе, после Нового года, - рассказывает о своем учителе  актер Академического театра драмы Павел Ушаков.- На нас очень большое впечатление произвели его сдержанность и огромнейшая доброта. Честно говоря, я, учась у него на курсе, немного пользовался его добротой…  Он веселый, солнечный, открытый человек. Очень хороший преподаватель актерского мастерства, то есть необходимые сценические правила и законы, даже не словами, а на уровне постановки спектакля, он в нас внедрил. Он поставил на нашем курсе «Прощание в июне» А.Вампилова и «Стряпчий под столом» Д. Ленского. Играя в его спектаклях, я многое понял про законы сценического ремесла. Это очень важный момент обучения. Без этого никак. И  Александр Васильевич, конечно, прекрасный чтец. На наших занятиях он иногда читал стихи – и мы заслушивались. Он хороший собеседник, хороший слушатель. Он человек, который очень чувствует слово и этим словом владеет.
Ещё одна грань таланта – владение мастерством художественного слова. Отличный знаток русской и зарубежной литературы, А.В.Мюрисеп постоянно участвует во Всероссийском театральном фестивале «Болдинская осень», активно записывает созданные им чтецкие программы на радио и телевидении, выступает со своими литературными композициями в сопровождении филармонического оркестра и оркестра народных инструментов. «Это самый эрудированный и начитанный актер в нашем театре», - так сказал об Александре Васильевиче его коллега актер Сергей Кабайло.
-  Он любит чтение, Пушкина много читает, - говорит народный артист Валерий Никитин. - А слово для актера много значит. Одно дело - слово в театре, а другое – литературное слово, там есть некая удивительная тайна. И Александр Васильевич в эту тайну проникает…
Но одно дело читать книги, а другое –  самому писать.   Александр Мюрисеп обладает и этим талантом. Он один из авторов и составитель книги «Полёт наших птиц»,  автор повести «Венец», выпущенной отдельным изданием. Сейчас в издательстве находится его книга «Язык сцены» (фундаментальное учебное пособие), которую он писал 10 лет.   Пишется очередная книга, которая будет называться «Степень свободы».
- Мне безумно нравится его книга «Венец», - восхищается Валерий Васильевич Никитин. - Она очень сердечная, есть в ней ностальгия по прошлому, по семье, по родителям.  Когда в финале книги этот мальчишка летит и на всё это смотрит с высоты птичьего полета – это здорово. Полёт… Это и есть та тайна, о которой я говорил…
При таком разнообразии интересов и талантов не мог не возникнуть вопрос, а не мешает ли одно другому?
- Нет, не мешает, - ответил Александр Васильевич. - Театр и литература для меня неразделимы, они всегда рядом. Как раз это и есть одна из степеней свободы. Ведь актерская профессия – зависимая. И от зрителей,  и от режиссера, и от дирекции. А человек хочет свободы. Думаю, что и педагогика, и концертная деятельность, и литература - всё это связано с зависимостью  актерской профессией, вернее, с освобождением от зависимости…
Заслуженный артист России А.В.Мюрисеп – лауреат престижной театральной премии им.Н.И.Собольщикова-Самарина, награжден Почетной грамотой Министерства культуры Нижегородской области, Почетным дипломом «Благодарность губернатора Нижегородской области», Благодарственным письмом Правительства Нижегородской области.
- Для меня он друг, - резюмирует Валерий Васильевич Никитин. – Хотя сейчас я к этому слову осторожно отношусь, это по молодости все друзья, всех люблю, всех целую, но он друг -  без объятий, без рюмки вина, без пафоса… Мне хочется пожелать Александру Васильевичу, чтобы он подольше продержался и на сцене, и как педагог, ну, и, конечно, чтобы состояние здоровья его не подводило…. 
- Как педагог и человек Александр Васильевич уже  в чем-то направил мою судьбу, -  считает ученик Александра Мюрисепа актер Павел Ушаков (выпускник Нижегородского театрального училища 2012 г.). - Он пригласил меня в театральное училище - преподавать на своем курсе, позвал работать в театр драмы. Я ему очень благодарен и очень его люблю. И желаю ему здоровья, и чтобы вокруг  было очень много любящих людей, желаю больше света.

Весь коллектив театра сердечно поздравляет заслуженного артиста России Александра Васильевича Мюрисепа с юбилеем и искренне желает доброго здоровья, творческого вдохновения, талантливых учеников, энергии и сил, счастья и радости, желанных ролей и успешных премьер.
Версия для слабовидящих