Три дня в нашем городе гостила удивительная Алла  РЕШЕТНИКОВА,режиссер (г. Москва), сказочница и волшебница.
Да, Алла Анатольевна ставит спектакли и для взрослых, но с особым чувством, отношением приступает к спектаклям для детей. В мае в нашем театре режиссер начнет репетиции «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина (ее приезд и был связан со знакомством с труппой, театром). С Пушкиным у Аллы Анатольевны тоже свои «отношения». Как и у каждого из нас...
 
- Александр Пушкин был в том ряду иконостасных писателей, к которым я только сейчас как режиссер начинаю подбираться. Раньше не ставила Пушкина. И из всей пушкинской красоты выбрала именно эту сказку… Сегодня ночью «говорила» с Пушкиным: страшно же поставить лишнюю запятую… Но, кажется, он мне разрешил некие режиссерские фантазии.
 
С чего все начиналось?
 
- Написала пьесу-сказку «Сегодня будет праздник». И получился спектакль. Это было в Московском областном камерном театре.
Это как раз была такая история, когда персонажи а-ля дети – клоуны-не клоуны - собрались вместе и стали придумывать, чем себя занять. Кто-то говорит: а давайте сегодня будет праздник. И одна барышня, которая живет по определенным законам, отвечает: такого не может быть, мы ж не президенты, чтобы праздники назначать. Но ее заверили, что это вполне возможно. Тогда она говорит: пусть это будет мой праздник. Как-то договорились и стали устраивать ей праздник со всеми вытекающими последствиями: нужны же красивые одежды, всякие вкусности, подарки. Ребятишки стали сооружать Праздник. Все это было сделано в таком клоунадном жанре. К примеру, торт готовят, и вокруг этого происходит целая феерия. В конечном итоге, ребята понимают, что все у них разваливается, и никакого праздника не получается. От этого стало всем грустно, и только главная героиня Лёлька говорит: «Да вы что? У меня случился самый настоящий праздник! Я видела, как мои друзья стараются для меня… А это и есть настоящий праздник!» И они договариваются между собой, что праздник может быть каждый день. Посуду помыл – для мамы неожиданный праздник. Что-то маленькое сделал – уже праздник...
Безумно интересно делать эти спектакли. В отличие от многих считаю, что детская сказка не должна быть на остаточном принципе. Это один из самых сложных театральных жанров. Потому что ребенок существует без понятия «как будто бы». И принимает все за чистую монету. И только таким образом с ним можно разговаривать и существовать. И в жизни, и на сцене.
А для того, чтобы приковать внимание детей, необходимо создать такую фантазийную феерию! А самое главное, помимо всего прочего, ему же хочется сказать что-то важное и главное.
Детские спектакли я делаю под грифом «антишкола». В школе говорят с детьми очень серьезно с самого начала, и дети достаточно быстро теряют интерес. Потому что можно говорить о важном, главном, но не с таким серьезным лицом. И вот эта самая главная задача, чтобы игровая среда, в которую так или иначе ты втягиваешь ребенка, была для него настолько интересна, чтобы он незаметно для себя включал внимание, сознание. И чтобы мы могли ему уже какие-то истины рассказать.
У меня есть свои дети – два сына. Я могу наблюдать за ними. Общаясь с ними, я пытаюсь сделать так, чтобы им было и интересно, и чтобы они тебя еще и услышали. Но без нотаций, тем более без крика. И это вполне возможно. Оказывается, можно совершенно гармонично существовать со своими детьми и вести диалог в такой несерьезной манере. При этом ребенок все слышит.
В общем и целом все спектакли, которые я ставлю для детей, делаю по собственным инсценировкам. «Аленький цветочек», «Снежная королева» и другие. Не меняю текст кардинально… Но мне интересно создавать на сцене то, что проходит через мое сознание. Должно быть желание подружиться с автором. И я начинаю дружить.
У меня есть еще абсолютный закон: все спектакли для семейного просмотра. В зале много родителей, и они не должны сидеть и скучать с кислыми лицами воскресных пап, а должны находить что-то интересное и для себя. Поэтому я делаю шутки или еще какие-то такие вещи, адресованные специально для взрослых зрителей.
 
Бытуют разные мнения о спектаклях для детей. Кто-то считает, что такого разграничения вообще не должно быть. То есть хороший спектакль интересно смотреть всем: и взрослым, и детям.
 
- Конечно, есть литература, спектакли, адресованные детям. Но всегда есть некий смысл, который может понимать только взрослый. Он-то и должен его объяснить своему ребенку. Смысл, который залегает в спектакле чуть глубже.
Мое убеждение: родители обязательно должны ходить в театр вместе со своими детьми. И книжки читать вместе, и фильмы смотреть, и музыку слушать. Это сближает, это общение. У нас в семье именно такие традиции. Совместное проживание – это и есть воспитание. После фильма мы начинаем говорить, поднимать серьезные темы, что очень важно.
Это мощнейшее эмоциональное воздействие. В этот момент близкие люди должны быть вместе. Тогда и возникает настоящая духовная общность семьи.
А потом вы знаете, мне интересно, чтобы и до спектакля происходило некое актерское действо с ребенком. Шуточки, игры. Это особая атмосфера. В этот момент и взрослые подключаются, и у них падают шоры: ну, можно! Можно же повалять дурака и похулиганить. Это несколько иное жанровое существование… Я б его и в жизни прописала как лекарство.
 
Чего не должны быть в детском спектакле?
 
- То, что я называю дурнотюзом: когда актеры существуют немножечко несерьезно. Все должно быть настолько по-настоящему, безапелляционно по-настоящему. Вот тогда ребенок реально начинает сопереживать, и возникает сочувствие. Но на сцене все должно быть очень серьезно.
Для меня сказка должна быть фантазийной, волшебной, там должны случаться чу-де-са!
И еще. Для детей не существует четвертой стены. Поэтому нет смысла делать вид, что она существует. Это смешно. Наоборот, надо использовать специфику детской психологии. Надо общаться с детьми, давать им возможность в определенных сценах выплеснуть свою энергию. Кстати, после этого дети спокойно воспринимают действие дальше. И следующие сцены идут еще мощнее. И где надо, дети грустят и могут поплакать, сочувствуя героям.
 
Вернемся к Александру Сергеевичу Пушкину…
 
- Приоткрою вам некоторую тайну… Я действительно очень люблю Пушкина. Я счастлива от того, что разговариваю на русском языке. Потому что Пушкина мало переводят, в отличие, допустим, от Достоевского и Толстого. И этот спектакль… огромная благодарность Пушкину: что мы можем, спустя века, насладиться его творчеством, можем общаться с ним. Для меня это человек-космос.
Мы введем в спектакль бродячих артистов… И это будет история, которая немножечко шире самого сюжета; история, которую будут разыгрывать бродячие актеры. Не буду больше раскрывать секреты, но… Этот спектакль - благодарность вообще всем творцам, людям, которые своим искусством реально делают нас чище, лучше. Когда искусство - это действительно катарсис, очищение. И Александр Сергеевич Пушкин поднимает нас всех на такую высоту…
Я познакомилась с труппой театра. И, мне кажется, у нас все получится!

P.S. Алла Решетникова родилась в городе Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР. Вскоре после этого семья вернулась в Подмосковье (город Клин). Окончила театрально-режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусств (курс В.И.Зыкова) и режиссерский факультет Театрального института имени Б.Щукина (курс В.А.Эуфера). Работала в проектах: «Экспериментальные театральные мастерские», «Открытая сцена» (под эгидой Комитета по культуре города Москвы), ставила антрепризные спектакли. С 2005 года - режиссер-постановщик Московского областного государственного Камерного театра. Автор многих инсценировок и детских пьес.
Среди постановок: «Последний пылкий влюбленный» (Н.Саймон), «Танго втроем» (В.Цикалов), «Золоченые лбы» (по Б.Шергину), «А зори здесь тихие…» (по Б.Васильеву), «Сорочинская ярмарка» (по Н.В.Гоголю), «Аленький цветочек» (по С.Аксакову), «Человечек, человек, человечище» (по произведениям А.П.Чехова и Н.А.Некрасова), «Сегодня будет праздник!» и «Ледниковый период… отменяется» (по собственным пьесам) и др.
Версия для слабовидящих