За что Марья свекра зарубила, или Иллюзия единения
Лев Толстой:
- Наш народ не может жить без цели. Нам без цели душно, как будто в России не стало воздуха. А вы вместо цели подсовываете деньги. «Обогащайтесь», – вот, мол, цель.
Петр Столыпин:
- Лев Николаевич, ну чем плоха эта цель, особенно при нашей бедности?!
Лев Толстой:
- А тем, что деньги служат только телу. И получается, что вы человека с его душой и мыслями, заставляете стать слугой туловища, тушки.
Петр Столыпин:
- Ну, если это самое туловище болеет или голодает, тогда уже человеку не до возвышенных мыслей…
Выходят заслуженные артисты России Александр Мюрисеп и Сергей Блохин в исторических костюмах. Александр Васильевич в гриме… От Толстого не отличишь… Адъютант-секретарь Столыпина Иван Нефёдов – артист Сергей Кабайло. Сергей Кабайло, не выходя из роли (только что закончилась репетиция), чинно и официально представил участников пресс-конференции.
Так импровизационно началась встреча с журналистами, посвященная премьере спектакля «Третья правда, или История одного преступления» по пьесе современного драматурга Ольги Михайловой.
Так импровизационно началась встреча с журналистами, посвященная премьере спектакля «Третья правда, или История одного преступления» по пьесе современного драматурга Ольги Михайловой.
Вадим ДАНЦИГЕР, режиссер спектакля:
- Мы искали материал к юбилею заслуженного артиста России Александра Мюрисепа. Параллельно автор - Ольга Михайлова - прислала мне эту пьесу «История одного преступления». Написала она ее недавно. Около года назад. Пьесу поставили в московском «Театре DOC.» и в Пензе на малой сцене. Так что на большой академической сцене она ставится впервые и именно в Нижнем Новгороде.
Когда я прочитал пьесу, сразу понял, что Льва Толстого должен играть Александр Мюрисеп, и кроме этого, пьеса настолько актуальна, настолько попадает в нашу действительность, что не поставить ее невозможно.
Основной конфликт этой истории строится на противоречии разных взглядов на то, как мы должны жить и что нас делает счастливыми в этой жизни. Спорят Лев Толстой и Пётр Столыпин. И мне кажется, идеальный был бы вариант, когда зритель сам для себя выберет ту позицию, ту правду, которая покажется ему близка. Поэтому мы и добавили в название спектакля «Третья правда, или История одного преступления».
Жанр спектакля - философская притча. Это несколько размытое определение, в котором присутствуют и ирония, и юмор, и драма, и даже трагедия. Мы живем в эпоху достаточно эклектичную, поэтому, мне кажется, что и театр сегодня не выдерживает жанр в чистом виде. Все как в жизни: смех и трагедия рядом.
Да, в пьесе действуют исторические персонажи. Это писатель Толстой, премьер-министр Столыпин, его секретарь Нефёдов. Прототип героини – Марьи Крюковой, которая убивает своего свекра (с чего завязывается основной сюжет), взят автором из романа Толстого «Воскресенье».
В реальной жизни Толстой и Столыпин не встречались. Диалоги между ними в пьесе основаны на письмах друг к другу, на их переписке. Но нас, в конце концов, взволновала и увлекла не столько историко-политические ноты действующих лиц, сколько их человеческие характеры, мысли о себе, вообще о смысле жизни… На самом деле, это все есть и в пьесе, поэтому во время репетиций мы все больше погружаемся в более глубокие пласты, нежели спор двух антиподов.
Сценография спектакля несет и символический смысл. Когда мы только затевали этот спектакль, со сценографом и художником по костюмам Борисом Шляминым (главный художник театра) говорили как раз о взаимоотношениях власти и народа. Представим себе рельсы: одна символизирует народ, другая – власть. Мы точно знаем, что они никогда не пересекутся. Хотя если посмотреть вдаль, то такая иллюзия создается. Это обман зрения.
Поэтому сценография у нас, с одной стороны, проста – это «столыпинский вагон» - правительственный, с другой стороны, - символична. Вагон трансформируется и в кабинет, где спорят Толстой со Столыпиным, и в квартиру адвоката и т.д. И на этом вагоне, в конце концов, спорщики едут в острог к Марье Крюковой.
В спектакле много реквизита. Много чего приобрели в антикварных магазинах. Костюмы исторические: то, что вы видите сейчас на актерах, шилось с установкой максимальной приближенности к одежде, которую носили герои пьесы.
Сергей БЛОХИН, заслуженный артист России - Столыпин:
- Все-таки в спектакле есть детективный сюжет. И это действительно история одного преступления, расследование которого развертывается на фоне столкновения двух высших умов того времени – Столыпина и Толстого. Каждый из них имеет свой взгляд на жизнь, на свою собственную жизнь. Это люди, которые ТАМ решают проблемы миллионов. И есть простая история женщины-крестьянки. Вот как эти две истории переплетаются, в конце концов сводятся к одному знаменателю и что из этого получается – вот об этом и спектакль.
«Что они собственно все от меня хотят? Чтобы правительство вмешивалось во все судебные дела? На этом правовое государство не построишь». Такова позиция Столыпина, когда ему пишет письма адвокат Марьи Крюковой. Позиция Толстого другая. Позиция адвоката третья.
Когда я прочитал пьесу, она мне показалось достаточно драматичной и даже трагической. Сложно было представить, как ее можно поставить… Я честно признаюсь, до сих пор не могу справиться со своим текстом. Это непростой язык. Столыпин и Толстой говорят то на казенном, чиновничьем языке, то на возвышенном.
Они обсуждают не только экономические темы, но и философские. Лично для меня это гораздо интересней. Герои говорят об очень важных вещах, для каждого из нас важных. Кроме этого, для меня Столыпин прежде всего человек, а не премьер-министр. «Когда я был губернатором в Саратовской губернии, начальник жандармского управления показывал мне человека на противоположном тротуаре, который там дежурил, чтобы меня убить. Не могу сказать, что глядеть на него – мне было приятно», «Порой мне кажется, что этот замысел скоро осуществится». Столыпин и Толстой говорят, к примеру, о том, где бы они хотели быть похоронены. Кстати, по факту – им обоим жить оставалось недолго. Такого время действия в пьесе и в спектакле – 1910 год. Потому, наверное, автор в их рассуждения и вложил некую человечность, которая и проявляется, прежде всего, в разговорах о смысле жизни вообще, и каждой конкретной, в частности, в том числе и собственной.
Жанр сложный, сразу скажу. И мы пытаемся драматизм истории, ее философский смысл разбавить некоторыми забавными, смешными моментами именно во взаимоотношениях между ними – Столыпиным и Толстым.
Открою наш внутренний секрет: некоторые сцены мы посвящаем конкретно какому-то известному человеку – уже нашему современнику. Например, Пелевину. Или Акунину. Думаю, читающий зритель это поймет.
Мы говорим об исторических персонажах… И, тем не менее, правда и вымысел в пьесе гармонично переплетаются, как мне кажется. К примеру, было ли это на самом деле, когда Столыпин говорит: «Когда удается выбраться погулять, сам не знаю, куда меня везут. Иногда знаете… Так вагон останавливается, я выхожу. Гуляю там, где мне разрешат под охраной. И я уже не помню, когда гулял по улице как простой человек».
Артист Сергей КАБАЙЛО - Иван Нефёдов, подхватывает:
- «Ничего хорошего на наших улицах нет: грязь, темнота, в трактире граммофон завывает».
Заслуженный артист России Александр МЮРИСЕП – Лев Толстой:
- Когда я прочитал пьесу Ольги Михайловой, она мне очень понравилась. Я был приятно удивлен языком, которым она написана. Мы знаем, как писал Лев Николаевич Толстой: использовал сложные предложения, длинные. В пьесе Толстой именно так и говорит.
А диалог между Толстым и Столыпиным действительно существовал, пусть и в письменной форме. И некоторые фразы из этой переписки вошли в пьесу.
Конфликт между этими людьми был действительно серьезный, для Толстого как писателя и философа принципиальный. Начался он еще в 1905 году, когда Столыпин был министром внутренних дел. И Лев Николаевич был возмущен некоторыми действиями Столыпина. Были и открытые письма Толстого, которые публиковались, в которых он обвинял не только Столыпина, но и императора. В то время шли массовые аресты, людей вешали за преступления. Толстой провоцировал этими письмами, чтобы и его арестовали. Он был категорически не согласен с тем, что тогда происходило. И главный вопрос – вопрос нравственный – какое право имеет человек судить другого человека.
Пьеса действительно звучит сегодня актуально. Несмотря на присутствие исторических персонажей, она современна. Это одна сторона. Есть еще и другая. Мне как актеру доставляет колоссальное удовольствие погружаться в толстовский мир. И чем больше я работаю над ролью, чем больше о нем читаю, я понимаю, что мы не до конца его знаем и понимаем. Да, мы читали его произведения. Читали и о самом писателе. Но когда начинаешь думать, размышлять об этой великой личности, открываешь для себя все новые моменты, повороты, глубже проникаешь в его мысли, суждения и идеи. Для меня это очень интересно и важно. Я открыл для себя живого человека. Человека ранимого. Многое, что он утверждает, мне самому близко… Конечно же, это мощная личность. Гигант. С ним можно и поспорить. Но для этого его необходимо понять. У него совершенно особый ракурс восприятия мира.
Я читал воспоминания сестры жены Толстого. Она пишет, что «мы всегда ждали суждений Льва Николаевича на то или иное явление». Причем, это касается разных вещей. Не только политики и экономики, но и культуры, искусства, конкретного, к примеру, музыкального произведения. И всегда его высказывания, его восприятие было неожиданно, интересно. Потому что действительно у Толстого был особый свой взгляд…
Петр Столыпин:
- Лев Николаевич, вы, конечно, великий писатель и с отцом моим под Севастополем сражались… Но теории разводите просто невероятные.
Лев Толстой:
- Но я не виноват в том, что вижу то, чего другие не видят.
Иван Нефёдов:
- Они ведут себя, право, как дети.
И вновь Сергей Кабайло в роли ангела-хранителя Столыпина спасает ситуацию, почти завершая пресс-конференцию. Как известно, именно благодаря Нефёдову Столыпин при его сложной политической деятельности прожил столько лет. А в Киеве, когда Нефёдова не было рядом, его убили…
Напоминаем, что спектакль «Третья правда, или История одного преступления» посвящается 300-летию Нижегородской губернии. Премьера состоится 13 февраля. И это будет бенефис заслуженного артиста России Александра Васильевича Мюрисепа.
А 14 февраля в 14.00 мы приглашаем всех желающих на встречу с драматургом, автором пьесы «История одного преступления» (и многих других пьес) Ольгой Михайловой.