22 апреля – премьера спектакля «Опера нищих»
«Опера нищих» - это третий спектакль режиссера Вадима ДАНЦИГЕРА в театре драмы (второй в качестве главного режиссера). «Мещане» по пьесе М. Горького, «Третья правда, или История одного преступления» по пьесе современного драматурга Ольги Михайловой. 22 апреля состоится премьера музыкальной остросатирической комедии «Опера нищих» по пьесе английского комедиографа 18 века Джона Гея. Три абсолютно разных спектакля. Практически в каждом уникальным образом сочетаются классика и эксперимент: сочетаются органично, где-то смело, где-то крайне бережно. И, тем не менее, все три постановки нельзя назвать привычными для театрального Нижнего.
После прошедшей недавно пресс-конференции, посвященной очередной премьере, некоторые журналисты посчитали смелыми и завлекательными заголовки типа «В театре драмы покажут воров и проституток». Действительно, персонажами «Оперы нищих» являются воры и девицы легкого поведения. Но не только. Еще есть скупщики краденого, представители «крышующих» от власти. Казалось бы, настолько привычный и абсолютно не удивляющий нас бандитский мир. Посмеяться над ним было бы слишком просто. По крайней мере, для главного режиссера театра.
Пьеса Джона Гея «Опера нищего», в отличие от известнейшей «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, толчком для написания которой и послужило произведение английского комедиографа, для Вадима Данцигера оказалась более любопытной, прежде всего, с точки зрения социальной и философской. И еще одна причина: «Опера нищего» ставилась редко, немало тем, пластов этой пьесы не раскрыты.
Да, «Опера нищих» - комедия. Да, к спектаклю написано более 40 музыкальных номеров композитором Михаилом ХЕЙФЕЦЕМ (заведующим музыкальной частью театра, заслуженным работником культуры РФ). Да, хореограф Асия ГОРБАЧЕВА выстроила пластическую партитуру спектакля (не говоря уже об отдельных танцевальных номерах). Артисты, которые уже соскучились по такому материалу, предстанут перед зрителями совершенно в новых образах. Молодое поколение откроет многих актеров с неожиданной стороны – вживую поющими и танцующими. Да, спектакль «Опера нищих» в чем-то хулиганский. Но невинные хулиганства, юмор балансируют на грани сарказма и даже цинизма.
- Джон Гей талантливо создал такой мир, где нет положительных персонажей. Он лишает это общество общепринятых человеческих ценностей, - рассуждает постановщик Вадим Данцигер. – В пьесе и в спектакле много говорят о любви, дружбе, преданности. Но это лишь слова, за ними пустота. От этого страшно. И уж совсем печально то, что пьеса, написанная 300 лет назад, как две капли воды отражает сегодняшний день.
Пока мы ищем героев, рассуждаем на тему «героя нашего времени», на сцену выходят антигерои. К сожалению, это становится обыденностью и частью нашей повседневной жизни. И вроде бы простая, на первый взгляд, комедия Джона Гея обретает глубину.
…Мы не помним нашу историю, вернее, выбираем из нее лишь то, что нам удобно, что оправдывает наши слабости и нашу глупость. Все остальное, что нам неприятно, больно, вычеркиваем или переписываем. И это наша трагедия.
Мы порой боимся взглянуть правде в лицо. Либо молчим, уходим в сторону, пытаемся жить своей жизнью, не замечая, что происходит вокруг. Еще хуже – мы начинаем приспосабливаться. Надеваем маски. Маски уродов и подлецов. Наверное, так мы пытаемся сохранить себя настоящего, сохранить свое лицо. Сохраняем ли?
Уверен, театр – это как увеличительное стекло, в котором проблемы становятся более выпуклыми. Учить, назидать, говорить о том, что такое хорошо, а что такое плохо, я лично не хочу. Поэтому мы выбрали вот такую театральную форму. Понятно, что это не опера. У нас жанр – не опера в 2-х актах. Трагизм всей ситуации парадоксальным образом превращается в комедию. И уже слов не остается. Мы начинаем петь. Обмазывая себя грязью, мы пытаемся очистить свои души… Если это хоть немного удается, мы тем самым очищаем и души наших зрителей. Как бы пафосно это ни звучало.
«Опера нищих» - это музыкальная комедия, балансирующая на грани эксцентрики и, может быть, даже гиньоля. Наша цель - создать праздник там, где свирепствует чума.
Вот такая получается комедия.
Итак, до премьеры осталось меньше недели. Репетиции утром и вечером. Неделя «хулиганского напряжения».