Именно 27 мая десять лет назад состоялась премьера спектакля «№13». Режиссер-постановщик - Василий Федорович БОГОМАЗОВ. Василия Федоровича нет с нами (светлая память режиссеру), а искрометная комедия положений - быстрая, легкая, очень смешная – до сих пор собирает полные залы. И зритель хохочет! Хохочет до слез.
 
К драматургу Рею Куни можно относиться по-разному. Но зритель его любит. И особенно любит именно «№13». Есть за что. Лихо закрученная интрига, стремительно развивающийся сюжет, который не дает зрителю отвлечься или расслабиться ни на минуту: неожиданные события происходят в пьесе одно за другим - только успевай следить. При этом в пьесе много детективных и юмористических ситуаций. Пьеса Рея Куни в 1999 году была удостоена престижной премии Лоуренса Оливье, а в 2000-м признана лучшей комедией в Европе!
Но… Это для зрителя смотреть спектакль по Куни «№13» смешно и легко. Для режиссера и артистов поставить подобную комедию не так просто. И именно от того, насколько смело, бесшабашно и, безусловно, профессионально возьмутся за «№13» постановщик и его команда, зависят успех и долголетие спектакля.
В нашем театре это комедийное чудо произошло! Спектакль «№ 13» - это спектакль-праздник: гомерически смешной, по-детски беззаботный и по-актерски невероятно талантливый, с абсолютно неповторимым колоритом. Все актерские работы уникальны. Как признаются сами артисты, с Василием Федоровичем над спектаклем «№13» они работали именно в соавторстве. И спорили, и ругались. Артисты много придумывали. Но Василий Федорович что-то принимал с улыбкой, а что-то отвергал. Это нормальный рабочий процесс. Все прекрасно понимают, что в подобных комедиях главное - найти баланс между остротой и легкостью. Кроме этого, надо обладать безупречным художественным чутьем, стилем и вкусом. Всем этим был наделен Василий Федорович.
- Василий Федорович, конечно, был профессионал высочайшего класса, - вспоминает заслуженный артист России Александр Васильевич Мюрисеп (исполнитель роли Управляющего в спектакле «№13»). – На мой взгляд, он очень хорошо чувствовал актеров, их возможности, природу актерскую и практически не допускал ошибок в распределении ролей.
 
Я не думаю, что « №13» - это была мечта его жизни, потому что Василий Федорович тяготел к основательной, психологической драматургии, литературе мировой пробы, но театру нужна была комедия, а он умел влюбляться в материал, над которым работал, - и «влюблять» в него актеров. И с чувством юмора у него все в порядке было, он просто неярко его выражал, был сдержанным человеком и даже несколько меланхоличным по внешним проявлениям, но чувством юмора обладал замечательным …

Я помню, когда мы собрались на читку (а никто пьесу не знал, первый раз слышали), то все смеялись как сумасшедшие. Репетировали мы максимально насыщенно, поскольку сроки были короткие. И музыка нам всем очень нравилась. Василий Федорович попросил написать музыку к спектаклю нашего зав. музыкальной частью Михаила Хейфеца – опять же режиссер почувствовал, что здесь нужен именно этот композитор, что он подвижен, что может это хорошо сделать. Это ведь тоже очень важное режиссерское качество, которым обладал Василий Богомазов, – умение предвидеть, руководить, умение направлять…
Роль Управляющего мы репетировали вместе с замечательным Сашей Алашеевым (заслуженный артист России Александр Михайлович Алашеев), светлая ему память, а в консерватории, где я преподавал, в это время шла сессия, и мне надо было быть там – и Александр Алашеев меня выручал. Обычно, если двое назначены на роль, бывает так: один день работает один артист, другой день – другой. А у меня получалось, что я очень много пропускал. И Саша мне говорит, мол, иди, занимайся, все будет нормально. Помню, мы подошли к режиссеру и говорим: «Василий Федорович, вы не считайте, кто там из нас когда репетирует, мы сами очередность урегулируем, хорошо?» Он отвечает: «Хорошо». И, конечно, в основном Александр Алашеев репетировал, а я уже ближе к премьере подключился. Но… это же комедия положений, а в ней самое главное, как говорится, не опоздать на выход (улыбается) и сохранять невозмутимый вид до определенного момента.
Хороший получился спектакль, я в нем с удовольствием играю, и зрители его любят, судя по их реакции. Уже десять лет играем – и каждый раз аншлаги.
Десять лет назад заслуженный деятель искусств, прекрасный режиссер Василий Богомазов попал в точку, взяв для постановки «№13» Рея Куни, уверенный в том, что артисты театра драмы смогут безупречно это сыграть…
А ещё в спектакле замечательная сценография и костюмы. Это работа талантливого театрального художника Надежды Бахваловой, которая в то время была главным художником театра. Точно, функционально, ярко, красиво и стильно – вот что такое визуальный ряд спектакля «№13».
Режиссура, музыка, художественный облик спектакля, актерские работы, хореография Асии Горбачевой – всё это счастливо соединилось на самом высоком уровне и выстрелило великолепной, умопомрачительно смешной комедией положений «№13» известного комедиографа Р.Куни.
27 мая на сцене снова спектакль «№13»… Спектаклю 10 лет. За это время сменились некоторые артисты, которые начинали репетировать с Василием Федоровичем. Но главную роль (роль Ричарда Уилли) все 10 лет играет заслуженный артист России Анатолий Фирстов – и играет блистательно. Четкая структура, заданный ритм держат спектакль. И, конечно же, «№13» любим зрителями. Артисты, их энергия, комедийный талант и актерский кураж помогают напрочь забыть о жизненной суете, оставить все проблемы за стенами театра, отвлечься и… хохотать от души.
 
Поздравляем всех, кто работал над этим спектаклем 10 лет назад и продолжает работать сейчас!   С 10-летием спектакля «№13», артисты и зрители!
 
До конца сезона вы, уважаемые зрители, можете вместе с нами отметить 10-летие спектакля, конечно же, если придете в театр 27 мая, а также 4 и 22 июня и 3 июля. Начало в 18.30.
 
Версия для слабовидящих