Сегодня – юбилейный день рождения художника-модельера театра Нины Сергеевны Барышевой. Поздравляем!
…«Все мы родом из детства…» Из детства наши привязанности, привычки и даже… профессии. Нина Барышева с детства больше всего любила рисовать и шить.
- Когда мы совсем ещё маленькими играли в куклы, то я всегда «назначала себя» портнихой, - вспоминает Нина Сергеевна. – Куклам наряды всякие шила, а потом, когда в школе училась, бабушка попросила: «Нина, сшей мне халатик». И так повелось: сестрам стала шить (у меня две сестры), маме, на все праздники для них наряды новые – и с удовольствием, мне это очень нравилось.
Рисовала Нина с не меньшим удовольствием, в школе постоянно оформляла стенгазеты, портреты любила писать. Может, гены сказались: Нинин дядя по отцовской линии – профессиональный художник. А после школы из родного Гусь-Хрустального она поехала учиться во Владимирское художественно-профессиональное училище и стала мастером по пошиву одежды.
Жизнь сложилась так, что Нина Сергеевна, выйдя замуж за военного, объехала пол-России. Жили в Подмосковье в разных городках, потом в Забайкалье, на границе с Китаем. В гарнизонах далеко не всегда находились рабочие места, но у Нины Сергеевны работа была всегда – она обшивала женское население военных городков. Её талант был признан и востребован…
В Нижний Новгород они с мужем приехали в конце девяностых из Читы. Почему в Нижний? Судьба… В прямом смысле слова.
- Ведь военные, когда выходят на пенсию, делают так: кладут в шапку бумажки с названиями городов – и вытягивают, - рассказывает Нина Сергеевна. – И муж, решив в 45 лет завершить военную карьеру, вытянул Нижний Новгород.
В незнакомом городе она сразу же стала искать работу. Конечно, хотелось, чтобы по душе, любимую. Случайно прочитала в газете про швейную фабрику «Маяк» и пришла устраиваться туда. Но там, узнав, что она занималась индпошивом, сказали, что фабрика – совсем другое дело, здесь другие условия, другие требования, ей будет сложно. «Я всю жизнь с иголкой в руках», - ответила на это Нина Сергеевна – и её приняли.
Работу-то она освоила быстро, всё ей удавалось, в ученицах проходила совсем недолго (буквально через неделю к ней самой уже посылали учениц), но беспокоило другое. Даже не трудность работы, хотя уставала она очень. Просто поняла, что угнетает монотонность, однообразие того, чем занимается. Хотелось творчества. Поэтому, несмотря на усталость, стала сотрудничать с модельным агентством Маргариты Сорокиной.
- Когда мы жили в Чите, мне там предлагали участвовать в показах мод, и я как-то вдохновилась шляпами, сделала несколько шляпок (в основном из перьев), которые показывались на выставках, - продолжала рассказ Нина Сергеевна. - Модельеры просили меня шляпки продать, но я не могла с ними расстаться. И они пригодились.
Шляпки Нины Барышевой на показах моделей Маргариты Сорокиной производили фурор. Все восхищались искусной работой, оригинальностью, талантом мастерицы. Вышла статья в газете под заголовком «Чудо в перьях», Нину Сергеевну приглашали для интервью на телевидение. Но… хотелось, чтобы творчество присутствовало в постоянной, основной работе. И Нина Сергеевна решила, что надо идти… в театр.
- Почему-то подумала, что здесь, в театре, я найду себя, что это то, чем я хочу заниматься, - делится сокровенным Нина Сергеевна.
И сейчас твердо убеждена, что не ошиблась, потому что без театра себя не мыслит. А в 2001 году, когда впервые переступила порог театра, ей предложили работать костюмером мужского костюмерного цеха.
- Мне очень нравилось работать костюмером, - вспоминает Нина Сергеевна. - Я быстро освоилась, это же всё было знакомое, родное – зашить, пришить, поутюжить. Правда, на первом спектакле (а это были «Французские страсти на подмосковной даче») очень волновалась, не знала, когда переодевать актеров, где что брать. И тут заслуженный артист Александр Михайлович Алашеев, видя моё состояние, подходит и говорит: «Ниночка, вы не волнуйтесь, стойте здесь в кулисе, я буду вам говорить, когда что надо». И он так весь спектакль мне всё подсказывал – и я справилась. Спасибо ему огромное, с такой теплотой его всегда вспоминаю, светлая ему память, такой прекрасный был актер и человек…
Нина Сергеевна вообще очень любит артистов, свою работу, коллег. «Работа очень творческая, интересная, и люди очень интересные, хорошие, благодарные», - таково её искреннее мнение.
Когда Нина Сергеевна работала в костюмерном цехе, то при подготовке «больших спектаклей» её призывал на помощь пошивочный цех (о её мастерстве там знали). Её руками полностью сшиты несколько костюмов к таким сложным «костюмным» спектаклям как «Тартюф» и «Похождения господина Ч.».
- Когда перед спектаклем приносила актерам костюмы, не могла удержаться, говорила: «А это я сама сшила», - улыбается Нина Сергеевна.
В 2003 году костюмеру Н.С. Барышевой предложили должность художника-модельера. Характер работы изменился. Теперь она, будучи хозяйкой запасника, отвечает за все костюмы и аксессуары не идущего репертуара, работает с художниками по подбору костюмов, приобретает для спектаклей необходимые ткани, современную одежду, фурнитуру, головные уборы и т.д. и т.п., ведет учет всех поступающих и «перемещающихся» костюмов, обуви, аксессуаров (каждой вещи присваивает номер, записывает в специальную «амбарную книгу»). И она как никто знает, где что лежит и где что искать.
Но это сейчас. А когда Нина Сергеевна в новом статусе художника -модельера впервые пришла на склад, то ей пришлось преодолевать немало трудностей: всё было сложено в мешки, особой системы хранения не существовало. Подобрать, найти с грифом «срочно» нужную вещь было невозможно. И Нина Сергеевна – по собственной инициативе («часами и днями сидела на этих мешках») – создала настоящую систему хранения, своеобразный каталог костюмов: всё разобрала и развесила по временам, эпохам, по годам – и теперь быстро и легко ориентируется в своем упорядоченном хозяйстве. И, без сомнения, это огромная польза для всего театра.
Основная работа художника-модельера - это работа с главным художником театра, с художником спектакля.
– Конечно, очень интересно работать с художниками, - говорит Нина Сергеевна. - Но и ответственно. Например, известный московский художник Андрей Климов, с которым я работала не на одном спектакле, - он очень талантливый и очень требовательный, скрупулезный. Для спектакля «Опера нищих» ему обязательно было надо, чтобы гетры у Люси были красные в полоску – и чтобы ширина между полосками была не меньше двух сантиметров. И я не никак могла найти такие. По всем магазинам, по всем бутикам смотрела – нигде нет. И тогда я купила футболку полосатую (именно с таким расстоянием между полосами) – и сшила гетры. Художник был доволен. А потом поехала в отпуск на родину в Гусь-Хрустальный – и там в магазине вдруг вижу «климовские» гетры – и сразу купила. Пригодятся… Я уже по магазинам просто так ходить не могу, у меня в голове всё время вертится, что надо для работы, для спектакля.
И если кто-то пользуется служебным положением, то Нина Сергеевна пользуется «положением домашним». Вот муж у неё военный, и на театральном складе нет недостатка в военной форме - и шинели, и сапоги, и галифе, и пилотки, и гимнастерки – всё есть. И всё потому, что при постановке спектакля «Мотылек» она бросила клич в военном городке – и ей всего понанесли. А на днях заходил художник будущего спектакля «Отпуск по ранению» и был рад, что нашел так много нужного и интересного. И Нина Сергеевна радовалась.
Она постоянно пополняет театральный запасник. Никогда не отказывается, когда что-то приносят, всегда с благодарностью принимает. Обращается за помощью, развешивает объявления, если что-то раритетное, необычное необходимо для спектакля. И добивается успеха.
Она никогда не считается со временем, если это нужно для театра. Например, когда в прошлом сезоне театр впервые проводил акцию «Театральные метаморфозы», то во многом всё успешно состоялось благодаря Нине Сергеевне. Хотя это не входило в её прямые обязанности, она в нерабочее время любовно и со знанием дела отобрала и подготовила (подшила, почистила) костюмы и шляпы для зрительских примерок, а потом оставалась после работы и помогала зрителям в них облачаться, подбирала аксессуары и платья. И зрители неизменно восхищались её вкусом, благодарили за внимание и доброжелательность.
Незаменимый человек Нина Сергеевна и во время проведения экскурсий по театру. В любое время отзывается, приходит общаться с экскурсантами, увлеченно и с удовольствием показывает свои «богатые экспонаты» и интересно рассказывает. Посетители всегда остаются под большим впечатлением..
Нина Сергеевна, как отзывчивый и добрый человек, всегда идет навстречу просьбам подобрать костюм для мероприятия или для аренды, но…
- Мне всегда жалко ценные исторические платья, костюмы, - говорит Нина Сергеевна. – Они так замечательно сшиты, отделаны. И я, честно говоря, стараюсь их не выдавать, чтобы не испортились, не истрепались. Пригодятся ещё театру…
Вот такой бесконечно преданный театру человек работает в нашем коллективе, творческий и мастеровитый, любящий свою работу и без громких слов на пятерку с плюсом её выполняющий. А ещё – очень скромный и душевный, очень интеллигентный и порядочный. И поэтому в коллективе Нину Сергеевну Барышеву не только уважают и ценят как профессионала, но и любят.
Дорогая Нина Сергеевна! Коллектив театра от всей души поздравляет Вас с юбилеем. Желаем Вам доброго здоровья, бодрости духа, творческого вдохновения, дальнейшего очарования вашим любимым делом, семейного благополучия, светлых и радостных дней в кругу родных и близких людей, любви, тепла и нежности.