10 и 11 октября – премьера спектакля «Павел I» в постановке Елены НЕВЕЖИНОЙ (г. Москва). По словам заслуженного артиста Сергея Блохина, в его актерской жизни такое происходит во второй раз, когда репетиции начинаются в 11.00 и практически не заканчиваются в течение всего дня: разговоры о спектакле идут постоянно – в перерывах на обед, после репетиций…
 
Это так. После репетиций репетиции продолжались. Мы беседовали с Еленой Александровной, а в это время Раса ТОРНАУ – режиссер спектакля (над «Павлом I» работает режиссерский тандем) горячо что-то обсуждала с артистами.
 
Режиссер-постановщик Елена Невежина:
 
- Почему «Павел I»? Существуют абсолютно личные причины. Для меня это в каком-то смысле внутренний вызов и возвращение в юность… Когда училась в университете (Елена Невежина окончила исторический факультет МГУ, затем режиссерский факультет РАТИ – бывший ГИТИС, курс П.Н.Фоменко), серьезно увлекалась «серебряным веком». Для меня это некая магия… Чудо… Наши далекие предки думали о том, что происходит вокруг, что их окружает, остро и тонко чувствовали и воспринимали происходящее. Нам до них еще очень далеко. Мы до конца не сможем их понять, понять, что они передумали и перечувствовали тогда. «Павел I» - это такая скромная попытка пожить в другом измерении. Поразмышлять в других категориях. Театр, магия театра и состоит в том, что отчасти позволяет это сделать. Это маленькое счастье лично для меня - попасть в другое измерение. С другой стороны, вызов самой себе.
 
Слова, которые мы произносим со сцены, они меняют строй души. Это правда. Мы постоянно говорим об этом с актерами. Говорим о том, что «Павел I» не бытовой психологический спектакль, что в нем есть своя поэзия. Текст является таким же действующим лицом, как и персонажи пьесы. В результате мы затрагиваем новые философские пласты.
 
Время сейчас так ускоряется, что важные вещи, ощущения прошлого, будущего скомкиваются, и хочется это расправить и вглядеться.
 
С другой стороны, пьеса интересная. Основная тема не столько в предательстве, сколько в выборе, который стоит перед героями пьесы. Перед каждым персонажем стоит выбор. Причем выбор перед невозможностью… Когда ты понимаешь, что ни в ту, ни в другую сторону двинуться невозможно. Герои находятся именно в такой ситуации.
 
Мы сейчас потеряли чувство личной ответственности за то, что происходит в стране. Хорошо это или плохо? Тогда были иные времена. Людям казалось, что они могут и должны что-то изменить. Мне кажется, это важным… Попробовать понять этих людей.
 
Может быть, сейчас все это звучит несколько высокопарно… И мы говорим об этом серьезно. Но и серьезные важные вещи можно донести по-разному. Выразить через игровую форму.
 
При всех наших серьезных разговорах и размышлениях о том времени, о людях, которые тогда жили, мы никогда не сможем до конца их понять, стать ими на сцене. Можем лишь прикоснуться через внутреннюю иронию.
 
Над этим мы сейчас и работаем… И, мне кажется, у нас с артистами уже что-то получается… Театр – это такая великая и… подлая штука: нам хочется, чтобы чудеса происходили каждый день. У нас на репетициях чудеса уже случались.
 
Думаю, это будет интересно и зрителям. 
Версия для слабовидящих