После спектаклей нашего драмтеатра у меня часто возникает ощущение того, что я за вечер прошла краткосрочные гуманитарные курсы повышения квалификации. Вчера после «Павла I» это чувство было особенно сильным.

Поставленный москвичами по драме Д.Мережковского, этот спектакль всколыхнул город. У нас было много других удач , но это прорыв в новое смысловое пространство, воспитывающее и возвышающее Зрителя, которому надо не глотать увиденное, а тщательно пережевывать понятое, чтобы еще и еще раз вернуться «Вперед в историю!». Это направление наметилось еще в «Вишневом саде», заставившем вздрогнуть в тревоге за Россию. Сюда же относится «Третья правда, или История одного преступления».
Теперь вот новый подступ. Да, этот спектакль поставлен в русле «нового историзма», в котором реконтекстуализация Момента означает гораздо большее, чем деконструкция всего исторического и художественного процесса, объявленная постмодернизмом Откровением нового времени. В этой многослойной постановке каждый уровень имеет свой контент и свою ценность.

Прежде всего, это режиссура ( Елена Невжина). Она так выразительно выстроена, подстроена под символизм Д.Мережковского и надстроена над всем корпусом спектакля, что, кажется, можно любоваться увиденным бездумно-восхищенно под аккомпанемент ритма малого барабана «Болеро» М.Равеля. И хореография на эту музыку с отдельными вкраплениями мелодий (по стопам М.Бежара или Ратманского?!!) многозначна и звучит как тема Воланда у Юрия Кары.

Но главный уровень, конечно, - содержательный. Увиденным должна быть довольна активно-либеральная часть нашего общества. Если воспользоваться аналитическим принципом тождественности, то здесь можно увидеть много сверхактуального. Макс Вебер говорил, что Новый мир пронизан идеологией расколдовывания мира. Павел I – это в каком-то смысле персонаж демистификации нашей истории.

У древних греков были, как известно, музы ( Клио, Мельпомена, Талия и др.). В новом театре некоторые из них остались, но дополнились новыми – История, Эротика, Политика, Экономика, Эзопика, Эстетика как новая чувственность выражаемых смыслов. Зритель волен пойти за своей Музой.

Многое найдут для себя и патриоты. В.Путин в недавней встрече с учителями размышлял о природе лермонтовских строк: «Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ…» И в этом направлении также отчетливо видится идея спектакля.

Пищу для сердца найдут и те, кто вслед за Константином Бальмонтом прошепчут: «Мне кажется, что я не покидал России, // И что не может быть в России перемен.// И голуби в ней есть. И мудрые есть змии.// И множество волков, И ряд тюремных стен».

Но есть и еще третий постановочный уровень – актерского творчества. Мне очень понравился Евгений Зерин в образе главного героя. Выразительна и характерологична Мария Федоровна ( Т.Кириллова). Новыми гранями открылся Сергей Блохин (граф Пален). Иногда он работает за счет фактуры, но вчера мне удалось видеть его лицо. Всю свою роль он провел на органике, с использованием спектра психологической выразительности.

И как не порадоваться силе актерского братства, когда мастера (А.Мюрисеп, А.Сучков, Ю.Котов, А.Фирстов и др., и др.) создают сценическое окружение во всю силу своего профессионального масштаба!

Фейсбук затруднил пространство моих заметок, поэтому, не впадая в ложный пафос, все-таки скажу, что испытала вчера катарсис. По-русски это означает «Зацепило»!
Версия для слабовидящих