Сегодня – золотой юбилей у народного артиста России Георгия Сергеевича ДЕМУРОВА – 50 лет творческой деятельности в Академическом театре драмы.

Георгий Демуров – настоящий большой русский артист. Свои первые роли на нижегородской сцене он сыграл еще будучи студентом Горьковского (Нижегородского) театрального училища, которое он окончил в 1966 году (в труппу драматического театра приглашен в 1965-ом). Георгий Сергеевич Демуров – не просто актер, народный артист России, он – явление искусства. Его популярность среди зрителей огромна, его просто обожают, для многих нижегородцев (они сами говорят об этом) понятия «Демуров» и «Театр» неразделимы, именно творчество артиста Георгия Демурова заставило их на всю жизнь полюбить театральное искусство.

Юбилей сегодня. А завтра на сцене его родного театра начинается VII Российский театральный фестиваль им. М. Горького. Как заместитель председателя художественного совета театра, человек глубоко творческий и неравнодушный, народный артист России Георгий Сергеевич Демуров принимал активное участие в подготовке театра к стартующему завтра фестивалю. Он приходил в театр и по нескольку часов подряд смотрел видеозаписи спектаклей, присланные театрами разных городов в адрес фестиваля. Смотрел, комментировал, размышлял, оценивал. Наблюдать за ним в это время, слушать его было одно удовольствие. Настоящий кладезь знаний о театре, актерах, режиссерах, о театральном процессе вообще и нюансах работы над ролью в частности.
Времени ему было не жалко, потому что это нужно фестивалю, театру, потому что ему не всё равно, какой будет фестивальная программа. Его безукоризненный художественный вкус и огромный опыт театральной работы можно было рассматривать как залог высокого уровня фестиваля. Если Георгий Сергеевич говорил, что спектакль хороший, значит, можно было смело ставить его в фестивальную афишу… Спасибо Вам, Георгий Сергеевич!..

«Известный нижегородский артист, харизматичный, темпераментный, яркий, искромётный и просто потрясающий», – так пишет о народном артисте России Г.С. Демурове нижегородская пресса. А вот мнение известного московского театрального критика и театроведа Григория Заславского об одной из недавних работ Георгия Сергеевича – роли профессора Серебрякова в чеховском «Дяде Ване»: «Демуров не разыгрывает, а выпевает роль, его монологи звучат как речитативы, и сложные модуляции свидетельствуют о наличии ему известной партитуры. О, этот профессор, может, и не двинул науку вперед, но этот Серебряков, конечно, тоже сводил с ума студенток, которые наверняка носились за ним толпами и, открыв рты, внимали каждому его слову». А одну из сыгранных актером сцен, неоднократно прерываемую смехом и аплодисментами зрителей, Г. Заславский назвал «реваншем великой русской провинциальной актерской школы, ее ответом на бессмысленные режиссерские фантазии, в которых не раз терял смысл чеховский текст».

Артист Георгий Демуров украсил бы любой столичный театр, его творчество широко известно за пределами Нижегородского края. Но он верен Нижнему. Сыгранные им роли - бесценные жемчужины современного репертуара Нижегородского академического театра драмы им. М. Горького. В палитре Мастера присутствуют самые разные краски - от остросатирических, каскадно-гротесковых, комедийно-характерных до глубоко драматических, трагедийных. Герострат («Забыть Герострата!..» Г. Горина), Петруччио («Укрощение строптивой» В. Шекспира), Илья, Михаил Скроботов, Егор Булычов, Муратов («Трое», «Враги», «Егор Булычов и другие», «Зыковы» М. Горького), Джек («Все в саду» Э. Олби), Юбер Дарсе («Загнанная лошадь» Ф. Саган), Шпигельский («Месяц в деревне» И. Тургенева), Сол Бозо («Дорогая Памела» Дж. Патрика), Трилецкий («Прости меня, мой ангел белоснежный…» А. Чехова), Полоний («Гамлет» В. Шекспира), Ноздрев («Похождения г-на Ч.» Н. Гоголя), князь Валковский («Петербургский роман» Ф. Достоевского), Стогов («Фальшивая монета» М. Горького), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского), профессор Серебряков («Дядя Ваня» А.П. Чехова), Прохор Железнов («Васса» М.Горького) – это лишь небольшая толика ролей, блистательно сыгранных Георгием Демуровым. Им создано более 150 неповторимых, ярчайших образов в пьесах классического и современного репертуара.

Обладая удивительной способностью менять не внешний облик, а внутреннее состояние, Георгий Демуров стал одним из немногих актеров, которым удалось создать свой тип героя на нижегородских подмостках. Его героическим персонажам не чужд юмор, а характерные, вроде бы «неположительные» образы вызывают сочувствие, как настоящие герои. Уникальный талант артиста, его яркая индивидуальность вмещают теплоту и безудержную бесшабашность, романтизм и «хулиганство», открытый острый юмор и скрытую иронию умного человека. « Абсолютно шикарный зрелый актер, красавец-мужчина, ироничный балагур», - вот еще одно недавнее определение журналистов.

За большие творческие достижения Георгию Сергеевичу Демурову в 1996 году было присвоено Почетное звание «Народный артист Российской Федерации». Георгий Демуров – дважды лауреат Премии города Нижнего Новгорода, лауреат Премии КГБ СССР, лауреат Премии имени Н.И. Собольщикова-Самарина и Премии Нижегородской области имени А.М. Горького, дважды лауреат фестиваля-конкурса им. Е.А.Евстигнеева (в номинации «Лучшая мужская роль»). В 2008 году народный артист Российской Федерации Г.С. Демуров стал лауреатом Премии им. Н.Х. Рыбакова «Актёр России», в 2011-м удостоен премии «Талант» имени народного артиста СССР Е.А. Евстигнеева (« за глубокое и новаторское решение образа Прохора в спектакле «Васса»). В прошлом году он стал лауреатом премии «За честь и достоинство» имени народной артистки РСФСР Т.А. Еремеевой, в этом году награжден орденом Нижегородской области «За гражданскую доблесть и честь» III степени.
Это не простое перечисление наград. За каждой – огромный труд (творческий, человеческий и душевный), недюжинный талант, жизнь и судьба, и – как итог – заслуженное признание.

Художественным руководителем театра народный артист России Георгий Сергеевич Демуров был почти 10 лет (с 2004 по 2013 год). Актер-интеллектуал, актер-личность, актер-философ, человек высокой культуры и образованности, в эту сложную для театров эпоху, когда надо было выживать, он не позволил родному театру скатиться в пучину «коммерческих» спектаклей, бескомпромиссно держал курс на классику и лучшие современные произведения, сохранил высокий уровень мастерства труппы и действительный статус Академического театра. Благодаря Г.С. Демурову видные театроведы (В.А. Максимова, Н.А. Шалимова, Н.И. Жегин) называют сегодня труппу Нижегородского театра драмы «одной из лучших актерских трупп в России». Причем за годы руководства театром Георгий Сергеевич сам сыграл всего четыре роли! Масштаб личности очевиден. Недаром один из критиков отмечал, что «любые роли артиста Демурова облагораживают спектакль».

И какое счастье для всех нас, что он продолжает работать в театре!

Дорогой Георгий Сергеевич! Коллектив театра от всего сердца поздравляет Вас с прекрасным золотым юбилеем. Мы Вас очень любим! Вы у нас – единственный и неповторимый. Желаем Вам доброго здоровья на долгие годы, новых интересных ролей, заманчивых, неожиданных предложений от талантливых режиссеров, творческого вдохновения, неиссякаемости Вашего замечательного чувства юмора, тепла, внимания и понимания. Добра, счастья и благополучия всем Вашим родным, близким людям, всей Вашей замечательной творческой семье!
 

Версия для слабовидящих