Сегодня заслуженному деятелю искусств России Василию Федоровичу Богомазову исполнилось бы 65. И сегодня, в день его рождения, в театре пройдет Вечер-посвящение Мастеру. Актеры, все сотрудники театра отдают дань любви и уважения Режиссеру, Мастеру, Учителю.

«Оказывается, можно одновременно быть талантливым, высокопрофессиональным режиссером и очень порядочным, честным человеком…», - такой вывод сделал, поработав с Василием Федоровичем, актер Алтайского краевого театра драмы народный артист России Георгий Обухов, специально для вечера приславший свои видеовоспоминания.

 Вечер-посвящение «любовно собирал» заслуженный артист России Александр Васильевич Мюрисеп: он и режиссер сценического действа, и автор сценария.

- С Василием Богомазовым мы вместе учились в Нижегородском театральном училище, - вспоминает Александр Васильевич. – Он был на курс старше, но окончил позднее, потому что учебу ему пришлось прервать из-за призыва в армию (продолжил после службы). Вася учился на курсе Б.А. Наравцевича, который практиковал метод действенного анализа, этюды. А при этюдном методе обязательно кто-то должен быть ведущим - организовывать, придумывать, начинать, и Вася был таким зачинщиком, «придумывальщиком». Он тогда уже тяготел к режиссуре, к придумыванию. Уже в училище был известен своими экспериментами, он такие опыты проводил! Все преподаватели до сих пор вспоминают его знаменитую работу по Островскому – спектакль «Воспитанница». Там так здорово, так интересно всё было сделано, именно придумано…

Училище он окончил с отличием, как потом с отличием окончил и режиссерский факультет ЛГИТМиКа (мастерская Г.А. Товстоногова).

Василий Федорович был очень образованный человек – и это чрезвычайно важно в профессии, потому что необразованный режиссер делает много ляпов, несуразностей, мягко говоря. А Вася постоянно набирал знания, постоянно накапливал в себе – много смотрел, много читал, многим интересовался. Поэтому все его спектакли отличались проработанностью. Он начинал издалека, с литературы, с книг «по поводу». Мне это, правда, не всегда нравилось, но всё равно я понимал, что это важно (хотя, например, я думал, что необязательно нам зачитывать какого-то критика, можно просто сказать, но он зачитывал). Дело не в этом, а в том, что он всегда готовился к постановке. Это была его отличительная черта: образованность, стремление познать предмет, поэтому несуразностей у него на сцене я не помню. Работал Василий Федорович в разных жанрах, у него наиразличнейшие были спектакли, и нигде он не делал ляпов, не делал ошибок, всегда это было проникновение в материал.

Вот, например, «Калигула» Камю – интеллектуальный театр. Тут можно было допустить массу ляпов. Но нет. Василий Федорович замечательный спектакль сделал, всё очень четко.. Пригласил Юрия Котова на главную роль, очень хорошо почувствовав его индивидуальность, и актер прекрасно сыграл.

Или совершенно неожиданный поворот – мюзикл «Хэлло, Долли!». Он чувствовал, что здесь нужна определенная пластика, ищут балетмейстера, находят – в Москве, в Театре на Таганке. Это же Василий Федорович нашел. Он точно знал, что ему надо.

А вот он ставит «Ромео и Джульетту» и приглашает композитора Эдуарда Фертельмейстера, который пишет музыку к спектаклю. Это же тоже неслучайно. Затем он приглашает Амана Кулиева ставить бои: полгода репетируют бои, занимаются только этим, нас, других актеров, не вызывали – бои, и бои, и бои… Оказалось, что эти бои имеют в спектакле очень большое значение - и они были сделаны виртуозно….

С Василием Федоровичем было очень интересно работать – он многое знал. И у него видение хорошее было. А знание с хорошим видением… Когда у режиссера это есть, и он может передать актеру, и актер воспринимает – это уже черта режиссерского таланта…

И ещё он обладал замечательным чувством юмора. Он просто неярко его выражал, был сдержанным человеком, даже несколько меланхоличным по внешним проявлениям, но чувство юмора у него было прекрасное, тонкое…

Василий Федорович не был по должности главным режиссером, но он, конечно, выполнял функции главрежа. Может быть, не все артисты были заняты в его постановках, но тем не менее он всегда думал и заботился обо всей труппе, о разнообразии репертуара и ролей. Василия Федоровича нам очень не хватает…

– У меня как-то даже не произносится «Василий Федорович», - говорит лауреат премии им. К.С. Станиславского, заслуженный деятель искусств России Р.Я. Левите. - Я всегда нежно и с любовью к нему относилась и называла Васей... Вася Богомазов был очень порядочным человеком – и я бы сказала трепетным и нежным. А профессия, окружение заставляли его быть жестче, определённее, авторитарнее... Его отношение и к жизни, и к своей работе, и к творчеству всегда было безупречным. Представить себе, что он сделал что-то «с кондачка», не додумав, не полюбив, не проникнув в то, о чем он потом будет стараться нам поведать, - это невозможно, такого никогда не было. Он был талантливым режиссером, подлинным профессионалом, что не так часто можно сказать о человеке, занимающимся этой профессией. Я его очень любила…

Сегодня театр распахивает двери для всех, кто помнит и любит Василия Федоровича Богомазова, для всех почитателей его таланта.

И принимает самых дорогих гостей – сына Василия Федоровича Кирилла Богомазова, вдову Ольгу Богомазову-Щеголихину, сестру Веру Федоровну Богомазову-Окишеву, племянницу Анастасию Окишеву.

 

 

 

Версия для слабовидящих