Ровно 40 лет назад наш великолепный Маэстро, композитор, заведующий музыкальной частью театра, заслуженный работник культуры России Михаил Исаакович Хейфец начал работать в Нижегородском театре драмы. Сорок лет – не отвлекаясь от темы, не сбиваясь с курса – он пишет музыку к спектаклям, подбирает музыкальное оформление, занимается разнообразными делами, у которых имеется одно общее свойство – все они имеют отношение к творчеству. И всё это – сочинение музыки, стихов, песен, беседы об искусстве, записи в своей замечательной студии – с удовольствием, блеском, шармом, легко и… очень театрально. Талант!

Итак, в далеком теперь уже 1975 году Михаил Хейфец был принят в академический театр драмы на должность концертмейстера - аккомпаниатора. Но, разумеется, столь активного и творческого человека и талантливого музыканта и композитора подобные «должностные рамки» устроить не могли. И вскоре по его инициативе из актеров театра создается вокально- инструментальный ансамбль, который становится участником театральных постановок, их изюминкой и украшением. Живая музыка в спектакле! Это сколько же дополнительных возможностей: эмоций, смыслов, неожиданных ходов. Обыкновенное чудо и прелесть необыкновенная!..

А первой самостоятельной творческой работой композитора М. Хейфеца стал мюзикл «Весёлые нищие» по стихам Роберта Бернса (1980). Это было настоящее театральное событие в городе. Необычное, непривычное, но такое феерически-талантливое и новое! Мюзикл очень любили и актеры, и зрители.

За первой работой последовал ряд других, и за 40 лет их накопилось очень и очень много. Михаил Хейфец – автор оригинальной музыки к самым значимым, интересным, любимым и знаковым спектаклям театра драмы. «Дело по обвинению», «Брат мой», «Квадратура круга», «Егор Булычов и другие», «О, Мирандолина!», «Зыковы», «Камера-обскура», «Гроза»,

«Кин IV», «Бешеные деньги», «Сказки Пушкина», «Лес», «Похождения Чичикова», «Гамлет», «Прошлым летом в Чулимске», «Доходное место», «Приключения Чиполлино», «Фальшивая монета», «Вышел ангел из тумана», «Слишком женатый таксист», «Игрок», «Мой бедный Марат». Может быть, потому эти постановки нижегородцы так помнят и любят, что и музыка там сыграла свою определяющую роль, пришлась не просто ко двору, а в прямом и переносном смысле привнесла новые ноты, необходимую полноту палитры. Ведь это так важно в спектакле – музыка…

Музыкальный вкус и тонкий слух Михаила Исааковича помогают ему из множества звуков и нот выбрать самые необходимые и характерные для данного автора – будь то социально-рассудительный М. Горький, сочный и многокрасочный А. Островский, язвительный Мольер, карнавально-остроумный Гольдони или сатирически беспощадный Джон Гей.

Со спектаклем «Опера нищих» по пьесе Джона Гея - отдельная история. Это была по-настоящему масштабная авторская работа в необычной для театра и сложной стилистике. К «Опере нищих» композитор Михаил Хейфец написал 32 оригинальных музыкальных номера (сонга), музыкальные пролог и финал спектакля. Эта истинно театральная музыка, где для каждого персонажа, каждого характера и события звучит своя тема, ещё являет собой и пародию на итальянскую оперу (в полном соответствии с жанром пьесы) – пародию «странную» и узнаваемую, насыщенную одновременно тонким юмором и буффонадным гротеском. Кстати, помимо музыкальной составляющей, Михаил Исаакович совместно с режиссером Вадимом Данцигером значительно переработал стихотворные тексты Дж. Гея. В афише «Оперы нищих» так и указано: «Литературная версия В. Данцигера и М. Хейфеца». Ведь и поэтическим словом Михаил Исаакович владеет прекрасно.

И коллектив театра, конечно же, «пользуется» разнообразными талантами завмуза. Михаил Исаакович – желанный и необходимый участник всех театральных действ: юбилеев, капустников, творческих вечеров, разнообразных проектов… Его идеи, музыка, стихи всегда незаменимы и бесценны – создают необходимое настроение, нужную атмосферу: веселую или нежную, юмористическую или трогательную…

Совсем недавно, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, театр подготовил видеофильм «Я жил одним дыханьем со страной…». И Михаил Исаакович сочинил к фильму замечательную песню о Победе на стихи Юрия Адрианова - и не менее замечательно её исполнил. Эта песня и её исполнение служат камертоном всего фильма…

Дорогой Михаил Исаакович! Коллектив театра от души поздравляет Вас со значимой и значительной датой – 40-летием служения театру драмы. Большое Вам спасибо за ваш высокий профессионализм, талант композитора, готовность всегда прийти на помощь, за интеллигентность и доброжелательность. Ваши энциклопедические познания в области музыки и общая высокая культура и образованность, бесценный опыт в соединении с готовностью экспериментировать и откликаться на всё новое не могут не вызывать уважения и восхищения. От имени всего вашего родного коллектива примите самые искренние пожелания доброго здоровья, вдохновенных полётов во сне и наяву, тепла и нежности, счастливых благословенных дней, понимания и внимания, любви, творческого вдохновения и интересных предложений от интересных Вам режиссеров. Пусть мир, радость и благоденствие царят в Вашей прекрасной, талантливой театральной семье! И, конечно, Вам и себе желаем, чтобы Вы несметное количество лет продолжали служить в театре драмы, который без Вас просто невозможно себе представить!

Версия для слабовидящих