Сегодня – день рождения и вечер-бенефис заслуженного артиста России Сергея Блохина. В театр не попасть, билеты давно проданы, все приглашения разобраны. Последние 10 дней администрация устала повторять желающим всеми правдами и неправдами побывать на встрече с любимым артистом одну и ту же фразу: «Ничего сделать не можем, мест нет»…

Считается, что золотой юбилей – время подведения итогов. Может быть… Тем более если половину из золотой даты служишь в одном театре, если всё уже определилось не только с призванием, но и с признанием. Действительно, разве зрители не знают Сергея Блохина, разве не ждут его новых ролей, разве не рукоплещут ему на спектаклях и не осыпают цветами? И знают, и рукоплещут, и любят. «И всё же, всё же, всё же…» Порой какая-то незначительная, неожиданная деталь по-иному раскрывает артиста, человека – и именно об этой детали хочется рассказать…

Скажем, решено было в честь золотого юбилея заслуженного артиста Росси Сергея Блохина устроить вечер-бенефис. И приходит этот самый заслуженный артист, и предлагает название «Вот и прожили мы больше половины…» И оказывается, что это не просто «подходящая строка из Бродского», а что Иосиф Бродский – любимый поэт Сергея Блохина. Боже упаси, никто не думает, что любимым поэтом у внешне (подчеркнем – внешне!) брутального артиста должен быть, к примеру, Денис Давыдов (поэт, кстати, не только мужественный, но и нежнейший, с непревзойденной любовной лирикой), но … Новая черточка, подтверждающая, что брутальность и харизматичность – вещи разные, и что потрясающая харизма Сергея Блохина, наличие которой оспаривать бессмысленно, вполне естественно вмещает в себя и стихи великого поэта-философа с поразительным чувством юмора, поэта-интеллектуала Иосифа Бродского.

И особенно удивляться здесь нечему. Ведь Сергей Блохин и сам пишет стихи. Можно сказать, конечно, что это к капустникам, к театральным событиям, но… А вдруг мы просто не знаем о существовании чего-либо другого? Хотя то, что написано артистом «для внутреннего пользования», всегда талантливо. Это действительно стихи, а не «поделки». Ведь угодить театральному народу непросто, на фальшь и бездарность здесь реагируют мгновенно. А творения Сергея Блохина все воспринимают с радостью, с удовольствием, с искренним восторгом. И хохочут до слез, и плачут от проникновенных талантливых строк… А представляете, что значит сочинить по-настоящему хороший, смешной капустник? Сергей Блохин умеет это делать отлично, что признано официально и на всех уровнях - начиная от неоднократных побед на знаменитой «Веселой козе» и фестивале «Поют актеры драматических театров России». Думаю, что уморительную и умопомрачительную «Гильдию зажатых артистов» помнят все! Чувство юмора… Если верить ученым, то хорошее чувство юмора бывает только у людей с высоким интеллектом. Связь прямая: чем выше интеллект, тем богаче чувство юмора.

Сочинить он может не только капустник, но и щемящий сценарий для видеофильма об ушедших актерах театра (и снять этот фильм), трогательную песню о собратьях-артистах, «сказочные», добрые тексты для благотворительных новогодних поздравлений на дому детей-инвалидов. И не потому, что это ему поручили, а потому, что не может равнодушно относиться к тем профессиональным и человеческим основам, которые считает для себя незыблемыми.

Или, допустим, встречаешь Сергея Блохина и спрашиваешь его о чем-либо. Он включается мгновенно: внимательный взгляд – сразу, искренний интерес, желание вникнуть в суть. Не «ответ впробег», а желание выслушать и… помочь (не просто же так человек тебя остановил!). Для него не может быть ничего формального, он не признает и формального общения (пожалуй, просто не умеет так общаться). Наверное, потому, что его открытая, эмоциональная натура моментально выдает живую реакцию. Поэтому «и ненавидит он, и любит он» беспредельно, до края, до восторга или до непрощения…

Любит жену, детей, друзей, актеров, театр. Театр для Сергея Блохина – не только его первая любовь, но вся жизнь. Он готов не выходить отсюда сутками (иногда так и получается!) – и это его не напрягает. Даже когда нет репетиций и спектакля, он может просто прийти в свою гримерку поразмышлять, побыть в этих «родных, намоленных стенах». Но, к счастью, так - чтобы не надо было идти в театр - почти не бывает.

Однажды, помнится, решило руководство театра «поберечь Блохина»: мол, надорвется артист, каждый вечер выходит на сцену в спектакле, да ещё репетиции днем, да ещё в благотворительных проектах участвует... В общем, в двух премьерах подряд ролей у Сергея Валерьевича не было. И что же? «Отдохнул» он уже через несколько дней. Снова стал пропадать в театре. И досталось же, наверное, тогда его жене актрисе Веронике Блохиной, которая в это время репетировала роль в спектакле «Три романса о любви»!.. Супруг-трудоголик приходил на репетиции (полагал, что делает это незаметно), ревностно наблюдал за работой жены, как всегда прямо высказывал своё мнение и пытался «направлять» непокорную супругу. Слава Богу, что Вика прекрасно играет в этом спектакле!..

Семья Блохиных – театральная, актерская. Дети подтягиваются: младшая дочка уже выходит на профессиональную академическую сцену. Помните девочку в замечательном спектакле «Третья правда, или История одного преступления», которую подхватывает на руки Столыпин-Блохин? Это играют два обожающих друг друга родных человечка…

Итоги… На официальном сайте – говорящая сама за себя информация: роли, лауреатства, звания, премии. А Сергей Блохин вдруг играет в спектакле театра «Зоопарк» роль Михала. Зачем? При тотальной занятости в родном театре, при успехах и наградах на фестивалях, при том, что времени нет вообще… Зачем ему это надо? Надо. Потому что интересен режиссер (Ирина Зубжицкая), потому что нов и необычен материал (пьеса Мак Донаха «Человек-подушка»), потому что в пьесе такого рода и роль такого плана он никогда не играл. И ведь как сыграл! Сергей Блохин там просто неузнаваем… Сердце останавливается и душа надрывается, когда видишь и слышишь его Михала. И то, что надо актеру, оказывается ещё большей надобностью для нас, зрителей…

Итоги… Столько ролей - и все значимые, хорошие. И о каждой можно написать отдельную статью. Помню, как известный театровед и театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Анастасия Олеговна Ефремова сказала: «Мне очень интересен актер Сергей Блохин. Вот о его работах я бы с удовольствием написала. Там есть о чем писать – и по-актерски, и по-человечески…» Правда, пока она так и не написала (всё времени нет). А мы позволим себе с некоторой долей восторга отозваться о его роли в недавней премьере. Спектакль «Павел I», роль Палена. Роль сделана филигранно: ни одного лишнего жеста, ни одного пустого, ненаполненного слова – не игра, а действительно «жизнь человеческого духа». Ещё раз убеждаешься, что Сергей Блохин может сыграть всё – драму, комедию, трагедию. Краски актерской палитры перемешиваются, сверкают, вспыхивают фейерверком или осторожно поблескивают… Но главное, что они всегда есть!

Итоги… Кто может быть самым объективным, знающим и беспристрастным ценителем твоих достижений, самым пристрастным и неравнодушным человеком, бескорыстно и постоянно «сопровождающим» твой профессиональный и жизненный путь? Конечно же, твой Учитель, Мастер. И о своем ученике Сергее Блохине говорит его Учитель, Мастер его курса в Нижегородском театральном училище, лауреат премии им. К.С. Станиславского, заслуженный деятель искусств России Рива Яковлевна Левите:

«Я не могу снять с себя ответственность за все успехи Сергея Блохина (Рива Яковлевна улыбается). Конечно, горжусь, что мой ученик стал заслуженным артистом России, играет главные роли в Академическом театре. Это же всё не просто так…

В училище для него никто особых условий не создавал: он поступил, начал учиться, а потом его забрали в армию, отслужил – и снова за учебу. Учился Сеня (мы его все так называли и называем) так, как и надо учиться – серьезно, взахлеб, стремясь «во всем дойти до самой сути». Помню, как мы с ним в училище делали отрывок из «Варшавской мелодии». Не берусь проводить параллели, но ведь ему была поручена роль, которую играл Михаил Ульянов…

Сергей Блохин настоящий мужчина и артист. Ответственный и упорный, мужественный и любящий. Причем он готов отвечать сполна не только за себя, но и за дело, которому служит, за театр. На сцене он никогда «не тянет одеяло на себя», а талантливо работает на идею, на спектакль. И это просто прекрасно для театра…»

Дорогой Сергей Валерьевич! Мы благодарны Вам за то, что Вы служите в нашем театре, что Ваш талант – настоящий, сильный, по-детски добрый и по-мужски нежный – радует нижегородцев и пробуждает в них любовь к театру. Коллектив театра искренне и от души поздравляет Вас с днем рождения и бенефисом! Желаем Вам радостных, наполненных любовью, теплом и уютом дней жизни, исполнения планов и желаний, новых прекрасных ролей, доброго здоровья, легкого преодоления всего того, что хочется преодолеть, и добрых подарков судьбы, которые обязательно Вам предназначены! Океана аплодисментов, пополнения армии поклонников (а зрители Вас обожают!), цветов и улыбок! Благоденствия и счастья всей Вашей актерской семье!

 

 

Версия для слабовидящих